СolonelСassad (colonelcassad) wrote,
СolonelСassad
colonelcassad

Category:

Сексизм Хоббита



Некая Рут Конигсберг в журнале "Тайм" наваяла статью с говорящим названием "Почему в мире Толкиена нет женщин?"

Сейчас для многих стало очевидным то, что детям не хватает женских персонажей: фильмы компании Pixar, программы мультфильмов по утрам и даже конструктор Lego, в который они играют – разумеется, если тот или иной продукт не был создан специально для девочек, что зачастую ставит перед нами другие вопросы, касающиеся формирования стереотипов. Но я совершенно не была готова к чудовищному неравноправию полов в фильме «Хоббит», который уже три недели занимает первое место по кассовым сборам.

Фильм начинается с картины прелестного и уютного дома хоббита Бильбо Бэггинса. Бильбо собирается рассказать своему юному племеннику или кузену – каковы на самом деле их родственные связи, остается неясным – по имени Фродо. Мы узнаем о тяжелом положении короля гномов Торина, которого называют «сыном Трейна, внуком Трора». Драгоценное подземное царство Торина ограбил и захватил дракон, и король хочет вернуть себе его назад. Волшебник Гэндальф предлагает Бильбо помочь ему в этом предприятии, и вскоре на пороге хоббита появляется группа гномов. Все они направляются к землям, оккупированным врагами, и где-то во второй половине книги мы, наконец, встречаем персонаж, у которого отсутствует Y-хромосома, а именно принцессу эльфов в исполнении Кейт Бланшетт (Cate Blanchett), которая умеет читать мысли Гэндальфа. Хотя она появилась на экране всего на пять минут, я была настолько благодарна, что меня даже не беспокоило то, что главной чертой ее характера была интуиция. Позже я узнала, что в книге Толкиена «Хоббит» она вообще не появляется, а в сценарий фильма ее включили ради того, чтобы подчеркнуть характер 13 волосатых гномов.




Когда я была ребенком, я не читала ни «Хоббита», ни трилогию «Властелин колец», поэтому меня никогда нельзя было причислить к армии их страстных поклонников. Теперь, как мне кажется, я понимаю, почему так произошло: очевидно, Толкиен решил стереть женщин с лица Средиземья. Я считаю вполне объяснимым то, что в истории, где основное занятие персонажей – это разрубание друг друга на части, слишком много персонажей мужского пола – хотя Толкиену не нужно было придерживаться исторической точности в процессе создания своего фантастического мира. Но здесь речь идет также и о биологической точности. Состав персонажей Толкиена противоречит основам биологической репродукции: гномы-отцы порождают гномов-сыновей, хоббиты-дяди передают кольца по наследству хоббитам-племянникам. Даже если и существуют матери, дочери, тети или племянницы, в книге они не появляются. Для троллей и орков вообще характерно вегетативное размножение, в результате которого появляются особи только мужского пола, что, разумеется, очень удобно в условиях войны с гномами и эльфами.

Существуют множество людей, которые знают творчество Толкиена гораздо лучше, чем я, и они вероятнее всего будут протестовать против моей жалобы. «У Толкиена мало женщин, но все они обладают великой силой», - напомнил мне один из поклонников писателя. Другие, возможно, приведут в пример современную детскую классику, где тоже очень мало женских персонажей – начиная с «Тинтина» и заканчивая «Маппет-шоу».

Кроме того, многие считают, что это совершенно неважно, что в конечном итоге это не просто художественная литература, это фантастика. Однако Питер Джексон (Peter Jackson), режиссер «Хоббита» сказал мне: «Я считаю, что фантастика должна быть максимально реалистичной. Я не разделяю мнения о том, что фантастика не может быть реалистичной. Мне кажется, что люди должны верить в тот мир, в который они погружаются, поэтому здесь важна каждая деталь». Поэтому я думаю, что в этой межпоколенческой саге должно присутствовать нечто, настолько же значимое, как и спасение народов – независимо от того, волосатые у них ноги или нет.


http://www.inosmi.ru/europe/20130105/204197822.html цинк



PS. Это весьма странная претензия, особенно с учетом того, что именно женщина сразила самого серьезного врага за всю эпопею. Саурон помер где-то на обочине сюжета потому что кольцо утопили, Сарумяна подручный подрезал, так что из тех, до кого герои дотянулись своими добрыми руками, остался только Ангмарский король, которого завалила Эовин. Ну вот казалось бы, такой подвиг должен быть поднят на щит воинствующими феминистками и скреплен лозунгом "Я не муж!", которых старый профессор по невнимательности не учел в своих расчетах, когда ваял "Хоббита" и "ВК".



Да и в известной сцене из "Братства кольца", именно Арвен спасает Фродо от черных всадников.



Собственно, задумка то пришлась как раз на те годы. когда женщины в англо-саксонском мире добивались этапных успехов в борьбе за свои права. И с одной стороны, Толкиен будучи человеком своей эпохи, вполне мог ориентироваться на обойму героев мужчин. Но во первых, проецировать нынешние представления о равенстве полов на события первой трети пришлого века, это чистейший анахронизм. С тем же успехом можно возмущаться, что скажем в различных книжных и кино-опусах на тему Галльской войны, Цезарь покоряет местные народы без всяких женщин, руками суровых легионеров, что конечно же можно списать про злые слухи врагов божественного Юлия, что его в молодости совратил вифинский царь.



На деле, как показывает Джексон, прекрасных дам в том же ВК более чем достаточно - только в главной обойме наличествуют Галадриэль, Арвен и Эовин, причем не для мебели - перед одной все рассыпаются в систематических комплиментах, две другие для любовных линий припасены. На мой взгляд для истории, где "много и со вкусом разрубают друг друга на части", этого вполне достаточно. При этом ни одна из них не является марионеткой мужчин - каждая принимает решения за себя, к чему в свое время и вели дело сторонники эмансипации женщин. Хочешь дома сиди, хочешь иди назгулов мечом руби, хочешь на корабле "вали эльфийским поросенком из сранного Средиземья", хочешь расставайся с бессмертием и выскакивай замуж за Годнорского короля.

Ну и если бы наша воинствующая феминистка внимательнее смотрела ВК, то и в Эдорасе, и в Минас-Тирите, она могла бы все-таки рассмотреть большое кол-во женщин, которых защищали мужчины. Если же проблема в том, что женщины должны были с феминистической точки зрения стоять в одном ряду, то почему тогда забыта Эовин. В общем, как в анекдоте - почему в шапке, почему без шапки.



Причем, даже если смотреть на "Хоббита", то женщин в Шире показывали еще в ВК (так что делать вид, что их нет затруднительно), а так как герои еще никуда не пришли (2 фильма впереди), то весьма вероятно, дамы (в том числе и гномьи - о чем в "Двух башнях" вещал Гимли) там еще появятся, благо Джексон и не скрывает, что к творчеству Толкиена он и своей отсебятины добавит.
Ну а то, что среди 13 гномов, хоббита и мага не оказалось дам, что тут сказать - в феминистической трактовке, Двалин ко второй части должен срочно поменять пол (операцию проводят в Изенгарде), а Бильбо начать носить юбку, для полного погружения в фантастический мир во всех подробностях.



Претензии на тему веры в фантастический мир так же странны, так как дама по всей видимости слабо знакома с таким жанром как "рыцарский роман", где порой на протяжении многих страниц кучки брутальных мужиков в латах могут воевать за любовь одной единственной прекрасной дамы. Причем в отличие от выдуманного мира Средиземья, вся любовная рыцарская патетика относится к реальному миру Западной Европы, пускай и приукрашенному. С тем же успехом можно предъявить претензии в сексизме к тому же Вальтеру Скотту или другим, менее известным авторам.
Вообще же, требовать от феодального общества "равноправия", это весьма свежо, с учетом отсутствия в таких формациях не только полового, но и сословного, политического, экономического равенства.



В этом отношении, можно в очередной раз говорить об извращениях воинствующего феминизма. Когда-то, задача освобождения женщины и ее уравнения с правами мужчин, была сугубо прогрессивной и решалась она как в капиталистических, так и социалистических странах. Но как это часто бывает, отдельные, особо одаренные персонажи, не в силах остановится до достигнутом и в условиях современного западного общества торжествующей толерантности и политкорректности, простого равенства становится мало - это касается уже не только воинствующих феминисток, но и тех же геев. Даже странно, почему Толкиена на пару с Джексоном не обвинили в том, что они гомофобы, потому что в отличие от женщин (которые имеются), ни геев, ни лезбиянок не отмечается. И даже в режиссерской версии их нет. 
А ведь если пойти дальше, то налицо чистейший расизм, так как в Средиземье днем с огнем не сыщешь негров, латиносов, азиатов. Сплошные блондины и брюнеты арийской наружности. А нет ли тут скрытого национал-социализма? 
В общем, тут при желании, можно полный набор обвинений предъявить, ибо Толкиен как-то проигнорировал современные нам штампы полит.корректности.



Так что все как обычно - равноправие - равноправием, а идиотизм - идиотизмом. Во всем должна быть мера.
Ну а касательно самого равноправия, жизнь сама доказала, что есть определенные сферы деятельности человека, где в силу банальных физиологических различий, женщинам сложно поддерживать конкуренцию с мужчинами, что наглядно проявляется к примеру в спорте.
Чего уж говорить про махание двуручными мечами в многокилограммовых доспехах и оптовое вырубание орков, троллей и урукхаев. Вот пырнуть мечом в лицо пафосному засранцу, это завсегда, а с этим как наглядно показывает критикуемое творение, справилась именно прекрасная половина Средиземья.


Tags: Джексон, Толкиен, сексизм, феминизм
Subscribe
promo colonelcassad июль 14, 2008 13:44 35
Buy for 750 tokens
Мои контакты и аккаунты в соцсетях, куда настроен кросс-постинг материалов блога и где меня можно найти. В некоторых из них ведутся публикации помимо основного блога. Подписывайтесь на онлайн уведомления о выходе постов (поддерживаются ПК, планшеты, смартфоны): Подписаться Подписывайтесь,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 646 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →