?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Распространить тоталитарную пропаганду Следующий пост
15 ответов верующему
Деревня Дураков
colonelcassad


Тут вот в журнале "Сноб", довольно таки либеральном себе издании, появился материал некоего Валерия Панюшкина "15 вопросов атеистам". Посмотрел биографию http://www.snob.ru/profile/5394 автора, пишет, что журналист/литератор, написал книжку про Ходорковского и работает на "Дожде". В целом, в облик ресурса вписывается. Автор оказывается православный и задает атеистам 15 вопросов http://www.snob.ru/selected/entry/53565 в стиле, мол "как же вы бедолаги без веры, расскажите, как живете-то". Рассказываю.

15 вопросов атеистам и 15 ответов верующему

Как только до меня дошло, что я никогда (даже близкими друзьями) не бывал спрошен, почему я православный и как это — быть православным, я сообразил, что и сам ведь никогда не спрашивал атеистов, каково это — быть атеистами. Католиков спрашивал (и даже жил подолгу у католиков в монастыре), протестантов спрашивал, иудеев, мусульман (суннитов и шиитов), буддистов, индуистов, даосов — всех спрашивал про их верования и про то, как им с их верованиями живется.
А атеистов не спрашивал никогда.
Вы только не подумайте, будто в моих вопросах запрятана проповедь или миссионерство какое-то. Не сочтите, пожалуйста, мои вопросы высокомерными или риторическими. Я же вижу, что вы живете как-то без Бога и неплохо справляетесь.
А мне правда интересно узнать:


Что вы делаете, когда вам страшно? Ну, самолет падает в воздушную яму, артиллерийский обстрел начинается, эпидемия холеры… Я в таких случаях принимаю разумные, но совершенно недостаточные меры (пристегнуть ремень, спрятаться в окоп, мыть руки), а потом молюсь. А вы что делаете?

Так как в подобной ситуации был один раз (чуть не попал в школе под машину), то хорошо помню, что никаких молитв не читал. Был легкий испуг и непонимание того риска, которому подвергся. Разве что не как в "Большом Куше" - "Стоишь как дурак и улыбаешься".
В абстрактных ситуациях, грозящих смертью, тщу себя надеждой, что внутренний стержень позволит встретить смерть как подобает человеку, без всяких подпорок и пустых надежд на мифических существ. Блага наша недавняя история дает немало примеров, когда люди шли на смерть без всяких там молитв. Тут кстати стоит отметить, что фраза "Не бывает атеистов под огнем", заведомый обман, которая выдает в человеке либо глупца, либо лжеца. 

Вы не хотите бессмертия? Или хотите, но надеетесь достичь прагматическими методами, такими, например, как новые медицинские технологии? Или хотите, но знаете, что недостижимо, так нечего и время тратить?

Не хочу и не стремлюсь. Новые медицинские технологии, возможно, в будущем смогут добиться медицинского продления жизни, но будет это не скоро и самоцелью бессмертие являться не может. Все рождается и умирает. В том числе и человек. Не вижу причин, что-то в этом менять. Из массы литературы на тему бессмертия человека, сложилось устойчивое мнение, что ничего хорошего в этом нет и поэтому пускай все идет как идет. Что естественно, то не безобразно.

Вы хотите уверовать и не можете? Или можете, но не хотите? Или не можете и не хотите?

Нет никакого обоснования зачем это вообще нужно. С тем же успехом, можно задавать вопрос - вы хотите стать наркоманом и не можете? Или можете, но не хотите? В моей жизни религия и вера совершенно не требуются, чтобы даже ставить вопрос о необходимости "уверовать", не говоря уже об изыскании возможностей.

Есть ли какая-нибудь книга, с которой вы сверяете свои реакции и поступки. Ну, у меня Евангелие. А у вас что? «Властелин колец», «Крошка Доррит», «Война и мир»? «Капитал»?

Лично я уже давно вырос из того возраста, когда жизнь сверяют с книжными авторитетами. Книги это источник знания и расширение кругозора за счет приобретаемой информации, а не катехизис абстрактных правил, которым догматически следуешь или оглядываешься на них.
Например, "Капитал" Карла Маркса, это источник знаний о сути капитализма. "Майн Кампф", это источник знаний о философии национал-социализма. "Библия", это источник знаний о христианской религиозной концепции. И не более того.

Существуют ли священники, которых вы считаете достойнейшими людьми? Патриарх Тихон? Митрополит Антоний Сурожский? Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука)? Отец Александр Мень? Или никого?

Существуют, но достойными они считаются по причинам не связанным с религией. Например известный священник-партизан Федор Пузанов, который ценен именно своей партизанской борьбой (на фоне ряда коллег по религии занимавшихся коллаборационизмом и о которых сейчас снимают "Попов"), а не саном. Церковные изыскания данных лиц в целом безразличны.

Существование Бога вы не признаете, хорошо. А признаете ли вы существование других нематериальных явлений, которые нельзя увидеть, потрогать, поковыряться отверткой? Явления, у которых есть название, символ, история, смысл, но которых никто не видел, существуют? Например, интеграл. Что еще?

Спасибо, что хотя бы разрешают не признавать существование бога. А то ведь можно и поплатиться...-)
Нематериальные явления вполне себе существуют и описываются в соответствующих науках. Примеры нематериального явления - эгрегор, парадигма, идеология и т.д. и т.п. 

Как вы ухитряетесь воспринимать произведения искусства, сюжеты которых основаны на евангельских историях? «Благовещение» Леонардо. «Святое семейство» Микеланджело. «Рождественскую звезду» Пастернака. «Сретенье» Бродского.

Как элементы человеческой материальной культуры основанные на религиозных предрассудках. Отношения к ним строятся не по принципу есть бог/нет бога, а нравится/не нравится. Это же касается и работ творцов-атеистов. 

Как вы представляете себе себя по ту сторону смерти? Превратитесь в гумус? Но это случится с вашим телом. А куда денется ваше сознание? В соответствии с законом Ломоносова — Лавуазье не может же оно просто исчезнуть?

После смерти я исчезну. Тело превратиться в прах, процессы биохимических реакций в головном мозге угаснут и мое сознание перестанет существовать. Возможно, в перспективе человеку удастся продвинуться в области клонирования или машинной обработке человеческого сознания, чтобы обеспечить возможность существования сознания отдельно от тела, но пока этого нет, люди после смерти исчезают, оставляя после себя лишь то наследие, которое создали при жизни. Поэтому в соответствии с указанным законом, сознание умирает вместе с телом, как его неотъемлемая часть, которую на данном этапе отделить от тела невозможно.

Способны ли вы к парадоксальному мышлению? Укладывается ли у вас в голове, что электрон — это одновременно и частица, и волна?

Парадоксальное мышление, вполне укладывается в систему научного мышления. Возникающие парадоксы, которые на данном этапе наука разрешить не может, я отношу к несовершенству современной науки, которая не смогла выработать на данном этапе технологии объяснения тех или иных явлений, создающих противоречия. Предшествующий опыт научного развития человечества уже не раз давал примеры разрешения различных противоречий в рамках старых картин мира. Нет оснований полагать, что и впредь не будет так же. Меняются картины мира, наука разрешает старые парадоксы, но сталкивается с новыми, более сложными, требующими дальнейшего развития науки. 

Если завтра в мире исчезнут вдруг все религии и все их проявления, вы потеряете что-нибудь?

Лично я нет. Материальные и культурные памятники архитектуры и искусства останутся, а сами верования - что есть, что нет - безразлично. Если они исчезнут, значит такова объективная логика развития человечества, которое смогло подняться над религиозными предрассудками. Например, в процессе решения задачи по освоению ближнего и дальнего космоса. Собственно, не случайно, в большинстве фантастической литературы, освоение человеком Солнечном Системы и выход за ее пределы сопровождается либо полным отказом от религий, либо их скукоживанием до уровней маргинальных сект. Несмотря на огромное кол-во отечественной и западной фантастической и прогностической литературы которую довелось прочитать, картин больших успехов религии в "космическом завтра" практически нет. А вот в случае "прикованного к Земле человечества", возможны варианты.

Экспансивное развитие человечества, на мой взгляд крайне затруднит выживания религий, которые даже с нынешним черепашьим развитием науки уживаются с трудом. Соответственно, если же религии остаются, то и тут есть своя объективная логика, говорящая о том, что человечество на данном этапе не готово отказаться от религиозных предрассудков и раз религии есть, пускай будут, раз человечество не может перейти к космической экспансии.

Полагаете ли вы, что зло существует само по себе? Или оно только ошибка в добре?

Добро и зло, существуют вместе. Это две стороны одной медали. Ошибка может быть и в добре и в зле. 
Вообще сам вопрос и понятия довольно абстрактны.

Как вы заставляете себя делать что-нибудь, что нужно делать, но очень тяжело? Ну, например, ходить в хоспис, ухаживать за безумным стариком.

Есть такое слово - надо. Если надо что-то делать, ты делаешь. Вопрос тут заключается на мой взгляд в наличие/отсутствие воли, когда человек что-то делает через силу, например во время войны стоит по 12-14 часов у станка вытачивая минометные гильзы с пайком в 1/10 от нормального. Когда есть понимание что и зачем ты делаешь, то проблему может представлять лишь лень или страх, которые могут помешать сделать то, что должно.

Что вы делаете, если совершили дурной поступок, и угрызения совести не отпускают вас?

Когда это возможно, стараюсь исправить то, что с моей точки зрения является дурным. Если исправить нельзя - держу в себе, как напоминание о том, что есть вещи которые исправить нельзя, что помогает не совершать дурные поступки в будущем. 

Как вы боретесь с тщеславием, если не можете любое свое свершение заведомо считать жалкой ерундой по сравнению со свершениями Бога?

Признавая непостижимые размеры вселенной, которую наука пока что может объяснить лишь с крайне обобщенных позиций, есть четкое понимание, что по сравнению с размерами вселенной и миллиардами лет ее истории, человеческое тщеславие и амбиции, не более чем песчинка на берегу океана, а самые грандиозные свершения материальные и нематериальные, это песочные замки, которые рано или поздно станут жертвой времени и пространства. 
Постигая сложность и многогранность вселенной, трудно оставаться тщеславным. Лишь крайне эгоцентричные натуры, граничащие с патологией, пытаются сопоставлять свои дела с масштабами вселенной.
Я человек более скромный, мне достаточно самому получать удовлетворение от своих скромных свершений и по возможности радовать друзей и знакомых, которым не безразлично чем я занимаюсь.
По сравнению с масштабами вселенной, это ерунда, но для меня - это моя ерунда, которой я и буду заниматься. "пока смерть не разлучит нас". 

Верите ли вы в какие-нибудь чудеса? И что такое, по-вашему, чудо?

Верить в чудеса не требуется. Чудеса действительно случаются на практике. Это не вопрос веры, это вопрос знания.
И то что вначале кажется чудом, в итоге оказывается комбинацией, разнообразных факторов. Чем сложнее комбинация, тем выше эффект чуда.
Например, исторический пример "Чудо на Марне". Если не знать его причин, то можно подумать, что некое мифическое существо свыше помогло французам победить немцев. А если разбираться с научных позиций, то можно выявить, что немцы еще на этапе планирования допустили не очевидные ошибки, которые и привели к "чуду".
Или если брать ближе к религии, после революции, большевики проводили расследование "чудес в храмах", выявив немало фальсификаций подобных "чудес" связанных, скажем, с фальшивыми мощами. Соответственно, общественная наука породившая большевизм в данном частном случае помогла разрешить целый ряд мнимых "чудес".
Те "чудеса", которые на данном этапе еще не получили научного объяснения, я отношу к несовершенству современной науки, которая не создала соответствующих технологий и языка, для объяснения тех или иных явлений.

PS. В виде резюме - мне для полноты жизни не требуется ни вера. ни религия, научного мышления мне более чем достаточно для работы с современным миром, который меня окружает. Возвращаться к религиозной картине нет совершенно никакого резона. При этом я допускаю, что в будущем, могут появиться новые формы мышления, о которых сейчас в научных кругах идут активные разговоры (так называемое мышление 3.0, которое должно вобрать в себя религиозное мышление - мышление 1.0, научное мышление - мышление 2.0 и привнести что-то принципиально новое, что в конечном итоге выведет человечество на совершенно новый уровень), но пока успехов в этой области не будет, я останусь при своей научной форме мышления и очень бы хотел, чтобы мне не пытались навязать религиозную форму мышления. Тут уж всяко без меня.

Касательно же попыток представить атеизм как своего рода религию или представить атеистов как неполноценных людей, я отношу к примитивным само-защитным реакциям религиозного мышления, в стиле азимовских королевств Анакриона, которые проще всего игнорировать (до тех пор, пока они не начинают вторгаться в ближнее пространство), как банальные проявления религиозного фундаментализма и невысокого уровня культуры граждан, которые подобное изрекают.


Подписаться на Telegram канал colonelcassad

promo colonelcassad june 11, 17:10 172
Buy for 750 tokens
На днях пересекся в Севастополя с Максимом Григорьевым, которого хорошо знаю еще по 2014-2015 году, когда он подготовил два отличных отчета, где были задокументированы военные преступления, пытки и факты жестокого обращения со стороны ВСУ, СБУ и МВД Украины за 2014-2015 года…

  • 1
Страх смерти - главное, что заставляет обращаться к религии или эзотерике. Этот страх более всего характерен для человека западной культуры - индивидуалиста.
Вспомните, к примеру, сколько американцы снимают фильмов про загробную жизнь, про всяких призраков, переселения душ и проч. Это оттого, что они безумно боятся умереть.Вот и сочиняют себе всякие успокоительные сказки.

Когда человек воспринимает себя не как отдельную единицу, а как составную часть некоего целого - племени, нации, человечества, партии, в конце-то концов, - страх смерти нивелируется. Кстати, подобное отождествление отдельным человеком своего "я" с "мы" свойственно так называемым тоталитарным обществам.

Edited at 2012-10-11 03:12 (UTC)

Ага, индивидуализм VS коллективизм. Такое объяснение помогает понять, откуда берется патологическая трусость пиндосов, которая делает их такими жестокими.
Страх Смерти - разновидность Страха Конечного. Есть еще Страх Бесконечного - не менее сильный.
Тоталитарное общество - пропагандистский штамп, не более. Не существует даже четкого определения сего термина.
Например, нацистское общество было до корней волос индивидуалистичным, и нацизм - детище западного либерализма.


И в советской идеологии, и у философов фашизма есть много высказываний против индивидуализма и свободной конкуренции, за солидарность и первенство общественных интересов. Но суть определяется ответом на вопрос «что есть человек?» Отсюда исходят разные смыслы похожих слов. В русском и в прусском социализме (идеями которого питался фашизм) речь идет о несовместимых вещах. Между ними — пропасть, которой, кстати, нет между либерализмом и фашизмом. Коммунизм — это квазирелигиозная идея соединения, даже братства народов. Фашизм — идея совершенно противоположная. В.Шубарт писал в своей книге: «Фашистский национализм есть принцип разделения народов. С каждым новым образующимся фашистским государством на политическом горизонте Европы появляется новое темное облако… Фашизм перенес разъединительные силы из горизонтальной плоскости в вертикальную. Он превратил борьбу классов в борьбу наций».

Примечательно интервью, которое дал последовательный антисоветский идеолог Ю.Афанасьев. Он сказал, что одно из главных противоречий XX века — это противоречие между коллективизмом и универсализмом, с одной стороны, и индивидуализмом, либерализмом — с другой. Ему говорят:

— Это любопытно… А, скажем, социальную философию фашизма вы к какой из этих сторон относите?

Ю.А.: Она, конечно, сугубо сингуляристская, абсолютно. Она делает ставку на индивидуум и замкнута на индивидуальное сознание. Причем индивидуальное сознание, которое приобретает гипертрофированный, как у Ницше, характер и воплощается уже в образе вождя.

Журналист удивляется:

— То есть фашизм — это гипертрофированный либерализм? Ю.А.: Абсолютно — да. Иными словами, социальный атомизм.

— Мы, кажется, далеко зашли… — пугается журналист.

http://lib.rus.ec/b/188147/read


И еще, у буддистов есть такое понятие - клеша - заблуждение/иллюзия.
Процитирую одно письмо:

F> Кстати, ты не мог бы объяснить свою давнюю фразу?

> > где уж suxx, так это в концепции выживания. Т.е. в данном случае иллюзия материального мира максимальная.
 
 
Имелось в виду, что самая главная иллюзия (коренная клеша, как она называется в буддизме) — представление о своём отдельном от единой жизни существование. И ладно ещё когда она присутствует наряду с другими стремлениями, но вот когда во главу угла поставлена концепция выживания (да ещё, как правило, на физическим плане, т.е. низшем из всех), то выходит, что все усилия человека направлены на обслуживание этой иллюзии, да ещё в самой грубой её форме.

Вот откуда идет такой сильный страх смерти - от этой иллюзии.


Согласен. Ученые доказали, что мир, окружающий нас, это просто иллюзия. Каждый человек воспринимает окражающее только с позиции ВОЗМОЖНОСТИ своего мозга! К примеру, десять человек стали свидетелями одного и того же действия. Каждый это действие распознает и интрпретирует только с позиции ВОЗМОЖНОСТИ своего мозга. Глаза человека, уши, другие органы чувств все данные передают мозгу, а вот уже мозг САМ решает, что именно человек увидел, услышал и т.д. На этом принципе построины все практики по самовнушению, ну или просто гипнотические сеансы. Поэтому спорить о существовании или не существовании чего-то сверхестественного на фоне не всегда адекватного восприятия "реальности" - просто глупо. Или ты веришь в то во что ты веришь, или нет. Аллилуя. А религия..., а что религия! Попам и муфтиям тоже хочется есть, а некоторым людям хочется, чтобы иж слушали, научали и прощали. Я тут намедни в баню ходил, так там мужчины делились впечатлениями о церквях, о службах и т.д. Некоторые из них выстаивают целые службы! Но при этом им ЭТО не мешает бухать по черному и с бабами от жен прятаться. Они покаются - Бог простит - и со спокойной душой они принимаются за старое. Это их жизнь и церковь в их жизни занимает почти первое место. Вот такие рабы Божии.

Edited at 2012-10-11 17:47 (UTC)

Ветхий Завет/Тора говорит, что "бедный умирает легко, как узник освобождается от кандалов своих; и в страхе и ужасе умирает богатый"(цитата не точная). Выходит, что вот оно- ПРЕОДОЛЕНИЕ страха смерти?
К слову, там еще:"Бедный НЕНАВИДИМ даже близкими своими, а у богатого много друзей" :) Каково?

У богатого друзья только пока он богатый. :)

Угу. У меня есь такое пожелание: "Чтобы ты (вы) смотря на своих детей и внуков - чувствовал(а), что жизнь прожита не зря"

Не только потомки дают такое ощущение.

Слишком узко мыслите. Что-то в этом есть, если касаться стадного чувства, а вот про индивидуалистов не верно. Индивидуалист вовсе не обязательно боится смерти, это лишь одна из философий, что цель жизни в подготовке себя к загробному существованию. Кроме этого существует много вариантов целей, от продолжения рода, до просто жизни в свое удовольствие, со множеством других вариантов.

Никоим образом не стремилась принизить Ваш или чей-то ещё индивидуальный индивидуализм. Высказала общего характера мысль, не вдаваясь в тонкости и подробности.

Что же хорошего в том, чтобы растворить свою индивидуальность в массе? Стать не личностью, а муравьем в муравейнике?

А что плохого в том, чтобы чувствовать себя единым целым с народом или человечеством? Только это и может дать ощущение смысла жизни, по-моему.

На самом деле, не только страх смерти. Страх не прекращения существования как такового, а его бессмысленности. Если человек вместе с телом, а, что хуже, сознанием умирает окончательно - не переходит в другое состояние, не накапливает опыт для другой жизни, не получает где-то доказательства того, что правильное было правильным, а доброе - добрым, - тогда весь его человеческий срок, его поведение, поступки, личность, наследие не стоят ровным счётом ничего. Вся его мораль основывается на культурных особенностях современного общества, и поведение - подчиняется установленным законам (постоянно, к слову, меняющимся). Всё, что остаётся после него, рано или поздно исчезнет. Как и он сам.

То, что Вы написали, - слишком мудрёные переживания для абсолютного большинства людей. В основном люди боятся именно смерти как таковой - исчезновения своего "я".
А если уж говорить о смысле жизни - индивидуалист никогда его не найдёт. Смысл появляется тогда, когда живёшь ради другого или других.

Зато герой восточной культуры с вашего плакатика и маечки так не боялся смерти, что залез в сточную трубу.

Коммент неуместен, глуп, бессодержателен и несёт лишь один месседж - его автор хамло.

  • 1