СolonelСassad (colonelcassad) wrote,
СolonelСassad
colonelcassad

Categories:

"Офицер и шпион"



Посмотрел фильм Романа Полански "Офицер и шпион" посвященный небезызвестному "делу Дрейфуса".
Суть его была достаточно проста, капитана Дрейфуса (еврея по происхождению) обвинили в шпионаже в пользу Германии и отправили гнить в Южную Америку на острове с тюрьмой.
Несколько позднее, выяснилось, что улики были подделаны, а настоящим шпионом был другой человек.





Жорж-Мари Пикар


Альфред Дрейфус


Публичное разжалование Дрейфуса.

Фильм показывает эту историю с колокольни Жоржа-Мари Пикара, полковника французской армии, который случайно наткнулся на фактуру указывающую на фальсификацию этого дела и попытался докопаться до правды.
В итоге, он выяснил, что Дрейфуса оговорили по распоряжению непосредственных начальников Пикара, которым было выгоднее оставить невиновного за решеткой и реального немецкого шпиона на свободе, нежели признать свою неправоту.
Самому Пикару это стоило заключения в тюрьме и обвинений в предательстве и даже в работе на "еврейские синдикаты" (хотя фильм его ясно показывает как умеренного антисемита, который "не любит евреев" и не полюбит их даже после дела Дрейфуса). Мотивация Пикара достаточно проста - настоящий шпион должен быть пойман и справедливость в отношении Дрейфуса должна восторжествовать.



В итоге, она частично торжествует, когда через годы мытарств, Дрейфуса оправдывают, восстанавливают в звании и даже повышают до майора. Но соль картины в самой заключительной сцене, когда Дрейфус приходит к Пикару, который к тому времени уже стал военным министром и просит его учесть годы заключения, которые помешали ему стать подполковником. Пикар конечно мог его повысить, но не захотел, потому что "обстановка в армии изменилась". В итоге, дело Дрейфуса, по сути помогло Пикару возвыситься (оно в процессе расследования свело его с Клемансо и Эмилем Золя, который выступил с знаменитой статьей "Я обвиняю..."  https://sites.google.com/site/captaindreyfusaffair/home/-a-obvinau, где обрушился на армию и правительство и сделал аргументы Пикара общеизвестными), что сам Пикар признает. Но когда Дрейфус просит его посодействовать восстановлению справедливости, то получает отказ. В результате финал получился кисло-сладким, но весьма жизненным. Был ли причиной отказа антисемитизм самого Пикара или он действительно был вынужден учитывать смену настроений в армии, автор оставляет додумывать зрителю. Роль Эстерхази раскрыта поверхностно, хотя во многим его действия и повлияли на судьбу Дрейфуса. Он просто выведен нечистоплотным офицером, который продавал собранные слухи о французской артиллерии немцам ради денег и проституток (хотя и были попытки представить его агентом разведки, который скармливал немцам дезинформацию). В итоге, он так и не был полноценно осужден, бежал из Франции и умер за границей.



В остальном же, фильм представляет собой цепочку сцен, воспроизводящих наиболее значимых элементы дела Дрейфуса, которое сотрясало французское общество на протяжении многих лет, превратившись из банального дела о шпионаже в спор о корпоративной круговой поруке во французской армии, антисемитизме французского общества и зависимости судебной системы от политиков и военных. В итоге оно нанесло существенный удар по консервативной части генералитета и в долгосрочной перспективе проложило дорогу французским социалистам вроде "социал-предателя" Мильерана в кабинет министров. Фильм дает общее представление об этих событиях, но учить по нему историю я бы не стал - это скорее введение в вопрос, после которого заинтересовавшиеся люди могут почитать профильную литературу, где нюансы этого дела раскрываются более подробно и детальнее.



Актеры в фильме французские (практически никого из них не знаю) и играют они хорошо - отличным получился сам Пикар, а также его оппоненты из генералитета 3-й Республики, где хорошо показана фальшь разговоров про офицерскую честь на фоне бесчестных поступков "лучших генералов Франции".
Снят фильм неплохо, атмосфера Франции конца XIX века выглядит правдоподобно, множество деталей о французской армии того периода и богатый спектр военных мундиров, также добавляют ленте оттенков историчности.
Несколько напрягал по началу постоянный скрип полов, по которым расхаживают военные в сапогах, но это видимо тоже дань историчности.



В целом, неплохой байопик об антисемите, который помог оправдать невиновного еврея, в красивых исторических декорациях по мотивам реальных событий.
Пожалуй лучший фильм из просмотренных за последние месяцы.

Tags: XIX век, Германская Империя, Дрейфус, Полански, Франция, Эстерхази, дело Дрейфуса, история, кино, шпионаж
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • Продолжение "Дюны" будет снято

    Для тех, кто волновался. Несмотря на посредственные мировые сборы, сообщают, что продолжение "Дюны" Вильнева таки будет снято. Таким…

  • "Спасти Москву"

    Минутка киномракобесия про то, как Москву в 1941 году иконами спасали. Стеклопакеты в 1941 году также присутствуют. Срочно надо снимать про…

  • Глубокая трансформация, которую почувствует каждый

    Китайский официоз "Жэнминь Жибао" о происходящих сейчас и грядущих изменениях в китайском обществе. Каждый в Китае может…

  • "Крыса на подносе"

    К 85-й годовщине отличного комедийного артиста Леонида Куравлева. Одна из первых его работ в кино, которая вполне актуальна и сейчас.…

  • О переосмыслении "Гостьи из будущего"

    О переосмыслении "Гостьи из будущего". Разговоры о том, что «Гостью из будущего» переснимут, начались ещё весной, после…

  • "Дом дракона". Трейлер

    Трейлер приквела "Игры престолов", про династию Таргариенов. Так сказать, для тех, кому 8 сезонов оказалось недостаточно.…

  • Игра в кальмара

    Посмотрел на выходных широко рекламируемый сериал "Игра в кальмара". Как оказалось, это весьма вторичный продукт, который берет за…

  • "Обитель" и "Неугасимая лампада"

    Самарский писатель Евгений Ренкас сделал критический обзор книги Захара Прилепина "Обитель". По словам Евгения, одним из главных…

  • Вольное "Основание"

    Посмотрел две первых серии экранизации "Основания" Айзека Азимова. Получилось вполне смотрибельно, хотя это и нельзя назвать точной…

promo mgu68 11:59, Суббота 253
Buy for 760 tokens
Украинской армии и лично г-ну Зеленскому даже коронавирус не помешал ни продолжать убивать мирное население Донбасса, ни клеветать в нашу сторону, при этом "предлагая помощь Донбассу". В разгар прошлой эпидемии вышла настоятельная просьба к российской армии "перестать бомбить Донбасс в связи с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 215 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “кино” Tag

  • Продолжение "Дюны" будет снято

    Для тех, кто волновался. Несмотря на посредственные мировые сборы, сообщают, что продолжение "Дюны" Вильнева таки будет снято. Таким…

  • "Спасти Москву"

    Минутка киномракобесия про то, как Москву в 1941 году иконами спасали. Стеклопакеты в 1941 году также присутствуют. Срочно надо снимать про…

  • Глубокая трансформация, которую почувствует каждый

    Китайский официоз "Жэнминь Жибао" о происходящих сейчас и грядущих изменениях в китайском обществе. Каждый в Китае может…

  • "Крыса на подносе"

    К 85-й годовщине отличного комедийного артиста Леонида Куравлева. Одна из первых его работ в кино, которая вполне актуальна и сейчас.…

  • О переосмыслении "Гостьи из будущего"

    О переосмыслении "Гостьи из будущего". Разговоры о том, что «Гостью из будущего» переснимут, начались ещё весной, после…

  • "Дом дракона". Трейлер

    Трейлер приквела "Игры престолов", про династию Таргариенов. Так сказать, для тех, кому 8 сезонов оказалось недостаточно.…

  • Игра в кальмара

    Посмотрел на выходных широко рекламируемый сериал "Игра в кальмара". Как оказалось, это весьма вторичный продукт, который берет за…

  • "Обитель" и "Неугасимая лампада"

    Самарский писатель Евгений Ренкас сделал критический обзор книги Захара Прилепина "Обитель". По словам Евгения, одним из главных…

  • Вольное "Основание"

    Посмотрел две первых серии экранизации "Основания" Айзека Азимова. Получилось вполне смотрибельно, хотя это и нельзя назвать точной…