СolonelСassad (colonelcassad) wrote,
СolonelСassad
colonelcassad

Categories:

Некоторые исторические тенденции русской внешней политики - Часть №3

 Л. СРЕДНИЙ ВОСТОК

 а) ТУРЦИЯ

24. Главной проблемой в русско-турецких взаимоотношениях как мы уже видели был всегда вопрос контроля над проливами. Второстепенным источником разногласий, также подчас привлекающих другие государства, является вопрос кавказских границ. Перешеек между Черным и Каспийским морями, пересеченный стратегическими и торговыми путями с запада и востока, всегда представлял большое значение для России и это его значение сильно повысилось в прошлом столетии открытием нефти в Баку, которая до сего времени остается единственным крупнейшим источником снабжения Советского Союза.
25. Современная кавказская граница была установлена в 1828-1829 г.г. и оставалась почти без изменений с того времени (Карс, Ардаган и Батуми были приобретены в 1878 г., Карс и Ардаган перешли к Турции в 1921 г.). С того времени и до настоящего момента политика России в этом беспокойном горном многоязычном районе носила оборонительный характер. Там, где она переступала границу, это производилось либо в карательных целях, либо для установления порядка. В 19 столетии единственная угроза появилась со стороны неспокойных племен, часто натравливаемых турками, со стороны лиц, незаконно ввозящих оружие, и агентов-саботажников, часто английских и чаще всего принимаемых русскими за англичан. В 20 веке к этому беспокойству добавилось опасение за бакинскую нефть, вследствие попыток захвата ее или бомбардировки. В 1917-1918 г.г. Грузия была занята немцами, а русский Азербайджан - турками. С 1918 по 1920 г. турки были сменены англичанами, которые установили контроль над нефтяными источниками. Эти эпизоды, несомненно, не были забыты русскими и Советское правительство знает о более близких по времени переговорах между Турцией, Францией и Великобританией в отношении бомбардировки нефтяных источников Кавказа. Зная о переговорах по вопросу о грозящем нефтяном кризисе в Англии и Америке, СССР будет проявлять сильное недоверие в отношении любого англо-американского шага на Среднем Востоке, который может хотя бы отдаленно представить военную угрозу Кавказу.

  б) ПЕРСИЯ

26. Персия являла собой в 19 столетии арену сильного соперничества между Россией и Великобританией. Обе страны были меньше заинтересованы в Персии как таковой, чем в ней как источнике стратегических коммуникаций. Россия искала выхода в Персидский залив, Англия опасалась угрозы Индии. Этот конфликт был кое-как улажен в 1907 г., когда Персия была разделена на сферы влияния. Этот договор был аннулировав советско-персидским договором 1921 г., вместе со всеми предыдущими договорами и всеми особыми правами, которыми пользовалось в Персии царское правительство. Советское правительство признает независимость Персии, оно получило право посылать войска в Персию, с условием, если ее территория будет использоваться как база военных операций против России или для угрозы границам Советского Союза. Этот договор служил легальным основанием с советской стороны для объединенной интервенции в Персии, что привело к англо-советско-персидскому соглашению от 1942 г. По этому договору было создано нечто, напоминающее деление на сферы влияния, имевшее место в 1907 г., хотя обе страны сейчас гарантируют неизменную независимость Персии. Нет оснований предполагать, что СССР не выполнит обязательств, выпавших на его долю согласно этому соглашению, после прекращения войны, если он будет уверен, что ни США, не являющиеся участником договора, но присоединившиеся к Тегеранской гарантии неприкосновенности Персии, ни Великобритания не намереваются посягнуть на политическую и экономическую неприкосновенность Персии. СССР, несомненно, потребует прав транзита через порты Персидского залива, и это будет означать, что он будет заинтересован во внутреннем спокойствии и политической устойчивости Персии. У него будет повод для интервенции, в случае необходимости таковой. Кроме этого, у него вряд ли имеются еще требования в отношении Персии. СССР не имеет претензий на нефть, но если с ним не будут полностью консультироваться, он будет относиться с подозрением к английским и американским нефтяным концессиям в южной Персии, особенно если за этим последует введение войск для защиты или будут предприняты какие-либо иные военные мероприятия. Необходимо также заметить, что доступ к Персидскому заливу возможен для Советского Союза только при условии, если контроль над Индийским океаном будет находиться в дружественных руках. В этом отношении англо-советское соглашение 1942 г. отвечает подлинным интересам СССР.

е) АФГАНИСТАН и ИНДИЯ

27. То, что сейчас является центрально-азиатскими республиками СССР, было покорено Россией между 1554-1835 годами. Это приблизило русские войска к границам Афганистана и одновременно вызвало в Великобритании опасения "русских замыслов" в отношении Индии. Сейчас нет никакого сомнения, что это никогда не было нечто большим, нежели опасениями. Цели русских в Центральной Азии сводились к созданию цивилизованного правительства и поддержанию порядка вдоль протяженной и неспокойной границы. Индия была расположена слишком далеко, и коммуникации чрезмерно сложные, чтобы бездействующий, тяжеловесный аппарат царской России мог подумать о том, чтобы заняться ее покорением. Верно, правда, и то, что в 19 столетии русское правительство часто не имело возможности контролировать деятельность его военных командующих и дипломатических представителей, проводивших собственную политику в отношении Персии и Афганистана. Согласно англо-русскому соглашению от 1907 г. Англия уступила свое господство в Афганистане России, но с 1921 г. Афганистан получил возможность самостоятельно контролировать свои отношения с иностранными государствами. СССР не имеет непосредственного интереса в Индии и, конечно, никогда в предстоящем будущем не захочет брать на себя столь сложную проблему. С другой стороны, после современной войны у России будет определенный престиж в Афганистане и Индии, и она, очевидно, не замедлит использовать это прочное дипломатическое положение, а также свои стратегические позиций в качестве рычага против правительства его величества, если сотрудничество между Великобританией и СССР когда-либо провалится.

МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР

28. Нельзя забывать, что (неразборчиво) уступает место только британской империи. Царская Россия никогда не могла полностью использовать в своей иностранной политике свои мусульманские или украинские ресурсы вследствие проводившейся внутри страны политики русификации. СССР, однако, после всех необходимых ограничений предоставил определенную свободу подвластному ему населению и, что важнее всего, завоевал за границей репутацию государства, предоставившего большую независимость, чем это на самом деле имело место. Мусульманские религиозные руководители в Советском Союзе подвергались в прошлом преследованиям, так же как и православные; имеются, однако, уже указания, что восстановление патриархата может вызвать аналогичный жест в отношении мусульман, что несомненно отразится за границей. Недавно была начата большая игра назначением мусульманина первым секретарем недавно открывшегося советского посольства в Каире. Это единственный дипломатический представитель немусульманской державы, который посещает религиозную службу в пятницу, часто в одной мечети с королем ФАРУКОМ.
29. СССР, таким образом, может оказывать значительное влияние на мусульманский мир. До сих пор он ничем не проявил своей политики в отношении мусульман или арабов. Однако, в силу указанных выше причин, он стратегически очень заинтересован во всей территории Среднего Востока, где в послевоенный период, очевидно, возрастет англо-американская экономическая активность. Поэтому важно, чтобы между союзниками существовала полная договоренность в отношении этого района, чтобы избежать подозрений. СССР может особенно воспротивиться созданию арабской федерации на условиях, которые заставят его предполагать, что она попадет под исключительное влияние Англии и Америки. Отношение СССР к подобной схеме будет, несомненно, совершенно иным, если с ним будут полностью советоваться с самого начала, что даст ему возможность убедиться, что это не является новым санитарным кордоном. СССР, очевидно, не будет приветствовать уменьшение французской мощи и влияния на западе или востоке Средиземноморского района; правительство Советского Союза оставалось заметно спокойным во время ливанского кризиса, когда в соответствии с его провозглашаемой национальной политикой ему следовало приветствовать освобождение "порабощенной" колонии. Наконец, СССР, очевидно, не будет приветствовать схему создания Пакистана в Индии, что будет представлять собой самое сильное магометанское объединение в экономическом и военном смысле вне пределов СССР. Советское правительство считало бы, что подобное государство может существовать только под покровительством Англии, а поскольку оно имеет сильное религиозное основание, то в конечном счете, его возглавили бы несомненно элементы, которых советские руководители никоим образом не одобрили бы.
30. СССР располагает четырьмя средствами для оказания воздействия на мусульманский мир. Не все из них взаимно совместимы, но любое из них может использоваться в соответствии с обстоятельствами, в случае прекращения сотрудничества с западными союзниками.
    Первое, - это положение СССР как крупной мусульманской державы, использующей мусульманских религиозных лидеров внутри страны и мусульманских дипломатов за границей.
   Второе, - престиж его внутренней политики в обращении с подчиненными народами.
   Третье - его тесные взаимоотношения с Францией.
   Четвертое - традиционное покровительство России святым местам в Палестине. СССР будет несколько трудновато возбудить, должным образом, это дипломатическое средство, несмотря на реабилитацию православного христианства, и это может вступить в конфликт с промусульманской политикой. В Палестине имеется большое количество русского церковного имущества, настоящие владельцы которого могут в будущем возобновить свою зависимость от Московского патриарха, и тот или иной из этих фактов может явиться поводом для вмешательства в палестинскую проблему, если Советское правительство сочтет это желательным из других соображений.
31. Каковы бы ни были дипломатические увертки, единственно подлинным интересом СССР на Среднем Востоке и в мусульманском мире является стратегия помешать установлению британского и американского влияния в этом районе, в размерах, которые могут представить угрозу Советскому Кавказу. Нет никаких оснований, однако, почему бы конфликт не был избегнут при помощи полного сотрудничества и уважения советских интересов.

Е. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

32. Русские колонисты достигли Тихого океана в 17 столетии, но при отсутствии морских или существенных сухопутных коммуникаций перед созданием транссибирский железной дороги (строительство которой началось в 1891 г.) связь с Китаем была слабой. Вмешательство России в китайские дела началось только с конца 19 столетия, и тогда побудительным мотивом послужили полученные в Китае концессии другими европейскими державами. С того времени Россия последовательно вмешивается в дела Китая в момент его слабости, для получения компенсации для себя, когда другие страны обеспечивает себе экономические или территориальные концессии, особенно для сотрудничества с Китаем против других группировок. Так, например, в 1893 г. Россия (вместе с Францией и Германией) вмешалась, чтобы помешать Японии присоединить к себе Порт-Артур. В следующем году был подписан русско-китайский договор о заключении союза, обеспечивающий России право построить железнодорожную линию через Северную Маньчжурию к Владивостоку, с южным ответвлением в Дайрен (Дальний) Китайско-Восточная железная дорога). Через два года, в 1898 г., под нажимом Китай передал Порт-Артур (незамерзающий порт в течение круглого года, в отличие от Владивостока) России, которая, таким образом, компенсировала захват Германией Кио-Чау. Англо-японский союз 1902 г. и поражение России в войне 1904-1905 г.г. были японским ответом на нарастающую угрозу со стороны России Маньчжурии и Корее. Согласно Портсмутскому договору от 1905 г. Россия уступила Японии южную часть Сахалина, Порт-Артур и Южную Маньчжурию и признала японский контроль над Кореей. На протяжении периода 1907-1917 г.г. наблюдалось русско-японское сближение, выразившееся в заключении договора, по которому Маньчжурия… была разделена на сферы влияния, и в 1916 г. Россия и Япония .................... против США.
33. После революции 1917 г. Япония в неравном союзе с британскими и американскими войсками до 1920 г. заняла весь советский дальневосточный район, от Тихого океана до озера Байкал. Территория Советской страны была окончательно очищена только к 1925 г. К этому времени, несмотря на отказ Советского Союза от "неравных договоров" с Китаем, был по сути дела восстановлен довоенный статус кво, включающий русские права над Восточно-Китайской железной дорогой. СССР явился преемником царской России даже во Внешней Монголии, где в 1924 г. была создана под покровительством Советского Союза Монгольская Народная Республика, а также в Чунцине, который позднее, в 1934 г., подпал под непосредственный советский контроль. Угроза Японии дальневосточным территориям России стала очевидной во время интервенции, хотя в то время она была отражена. В 1931 г. она снова возобновилась, когда Япония захватила Маньчжурию. СССР переживал в то время кризис индустриализации и коллективизации, выполняя первый пятилетний план. Китай оказал не малое сопротивление, не говоря уже об обращениях к Лиге наций, в которой СССР тогда не состоял. Таким образом, правительство Советского Союза не предприняло никаких действий. Оно, однако, де-юре никогда не признавало "независимости" Маньчжурии, хотя де-факто оно признавало ее. Права Советов на Китайско-Восточную железную дорогу были проданы Маньчжурии (Японии) в 1935 г. В 1941 г. был заключен советско-японский договор о нейтралитете.
34. До 1931 г. взаимоотношения между СССР и Китаем были натянутые. С 1923 г. по 1926 г. между гоминданом и Коминтерном наблюдалось исключительно тесное сотрудничество, направленное против "западного империализма", но оно прекратилось в 1926-27 г. в силу подозрения подстрекательства революционного коммунистического движения внутри Китая со стороны Советского Союза. После этого русские советники были изгнаны из Китая, и ЧАН КАЙ-ШИ начал безжалостно подавлять левое движение. Только небольшая коммунистическая армия выжила в северо-западном районе Китая, где она остановилась в 1934-1935 г.г. К этому времени, исходя из практических соображений, правительство Советского Союза оставило политику, рассчитанную на мировую революцию и проявило значительный интерес к побуждению Китая противостоять Японии, особенно после подписания антикоминтерновского пакта между Японией и Германией в 1936 г., который был явно направлен против Советского Союза. Раньше, в этом же году, провозглашение союза и взаимной гарантии территориальной целостности между СССР и Монгольской Народной республикой удержало Японию от попыток распространить свое влияние в этом направлении, и когда Япония вторглась в Китай в 1937 г., СССР сразу же подписал с Китаем пакт о ненападении и ЧАН КАЙ-ШИ получил значительную помощь, он также получал поддержку китайских коммунистов. В 30-х годах наблюдались постоянные пограничные инциденты, заканчивавшиеся крупными столкновениями между Японией и СССР в 1938 г. и между Японией и Монгольской Народной Республикой, с сильной поддержкой со стороны Советского Союза, в 1939 г. в каждом случае решительный отпор помогал удерживать Японию от дальнейших авантюр на севере. В апреле 1941 г. между Японией и СССР был подписан пакт о нейтралитете, по которому каждая страна должна была оставаться нейтральной на протяжении периода, во время которого другая сторона "может явиться объектом военных операций со стороны одной или нескольких стран", а также уважать территориальную неприкосновенность друг друга. СССР высказал свое уважение территориальной неприкосновенности Маньчжурии (не признавая ее формально или де-юре). Япония же согласись признать статус Монгольской Народной Республики. Срок действия договора - пять лет и автоматически может быть продлен еще на пять лет, если одна из сторон не денонсирует его за год до прекращения срока его действия (т.е. до 15 апреля 1945 г.). Непосредственным результатом пакта было, то что тыл Советского Союза был несколько более обеспеченным, когда двумя месяцами позднее на Советский Союз напала Германия. В декабре месяце этого же года, когда германские армии подступили в Москве, Япония спокойно производила свои наступления в восточном и южном направлениях против Великобритании и США. Тем временем транссибирская железная дорога была переведена на две колеи, на всем протяжении своего пути, и была закончена вторая железная дорога к Тихому океану, идущая далеко на север от маньчжурской границы. СССР использовал свои возрастающие благоприятные позиции в отношении Японии во время ежегодного возобновления рыболовного соглашения и сейчас, по протоколу от 30 марта 1944 г., закрыл японские нефтяные и угольные концессии в северной (советской) части Сахалина, разрешенные ей в 1925 г. До и после окончания этой войны Япония не будет получать больше нефти из этих источников, за исключением накопленных запасов.
35. Что касается будущего, то два пункта совершенно ясны:
   Во-первых, СССР не может не быть заинтересован в судьбе Японии, он также не захочет, чтобы Великобритании и США одним досталась честь разгрома Японии в Китае.
   Во-вторых, поскольку интервенция России на Дальний Восток была продиктована первоначально завистью в связи с активностью западных держав (и в меньшей степени США) в Китае, СССР, очевидно, не будет удовлетворен разрешением проблемы Дальнего Востока, которая оставит Японию или Китай в слишком большой зависимости от Великобритании или США. СССР, главным образом, не захочет, чтобы какая-либо из этих стран (или сильный Китай с поддержкой США) контролировала минеральные богатства и стратегические пути Маньчжурии. Все эти факторы указывают на целесообразность (с ее собственной точки зрения) участия СССР в войне против Японии после поражения Германии, хотя предстоят большие торги прежде чем он примет условия сотрудничества. При условии строгого соблюдения пакта о нейтралитете СССР не может предпринять военные операции против Японии до 13 апреля 1946 г., даже при условии денонсирования пакта за год вперед. Советская дипломатия, однако, должна иметь возможность найти средства вмешаться раньше, если это необходимо. Вероятнее всего, Советское правительство захочет само сыграть решающую роль в победе над Японией, чем предоставить на своей территории базы для англо-американской бомбардировочной авиации. Русско-японское сближение мыслимо только при условии, если СССР почувствует угрозу со стороны американской (или англо-американской) погони за господством на Дальнем Востоке.
36. СССР соглашается с каирской декларацией, по которой обещано восстановление китайского суверенитета в Маньчжурии. Он, очевидно, будет заинтересован также в Северной Маньчжурии, как и в независимой Корее в будущем, ввиду ее руководящего стратегического положения на морском пути к Владивостоку. Он, несомненно, будет настаивать на праве транзита и возможно на некотором контроле над Восточно-Китайской железной дорогой и возможно на получении портовых сооружений в Дайрене или Порт-Артуре у конечного пункта южного ответвления этой дороги. В отношении Китая СССР пожелает сохранить свое особое положение в Монгольской Народной Республике и восстановить свое господствующее положение в Синьцзяне (откуда советские советники и войска были отозваны в 1942 г.). Его особое взаимопонимание с Францией, несомненно, поведет к отрицанию Советским Союзом любого предложения об установлении китайского влияния над Индокитаем и, в общем, СССР (подобно России до прошлой войны) предпочтет, очевидно, слабый Китай сильному. Если же он будет считать, что западные державы приобретают чрезмерное влияние и концессии в Китае, он может либо вернуться к политике 1924 г., которая сводилась к поддержке китайского национализма, либо возобновить более традиционную русскую политику предъявления претензий к Маньчжурии и Северному Китаю. Для той или другой цели СССР будет иметь дополнительное средство оказания нажима через китайских коммунистов. Если Великобритания и США подойдут к разрешению китайского вопроса в полном взаимодействии с СССР, с должным уважением к ее интересам на севере, нет оснований предполагать, что Советский Союз окажет китайский коммунистам большую поддержку в будущем, чем он оказывал между 1927 г. и настоящим временем, хотя ему будет чрезвычайно трудно оставаться абсолютно пассивным, когда правительство Китая предполагает их полное уничтожение.

ВЫВОДЫ

37. Выводами из этого документа являются:
  1) Стремление к открытому морю было и продолжает оставаться особенностью русской политики. Районами, которых это может коснуться, являются: Петсамо, Персидский залив, Порт-Артур, Дайрен, Дарданеллы и выход из Балтийского моря. Поскольку СССР все еще является слабой морской державой, англо-советский договор соответствует его подлинным интересам.
  2) Советский Союз не намерен выходить за пределы своих границ 1941 г. на западе, но он будет противодействовать образованию объединений за пределами его границ, которые он сможет рассматривать, как потенциально вражеские или, как способные подпасть под германское влияние.
  3) На Среднем и Дальнем Востоке у СССР, как будто, не имеется экспансионистских намерений, при условии, если в граничащих с Советским Союзом районах не имеется беспорядков и если он не будет подозревать, что Великобритания или США (или обе страны вместе) пытаются, без соответствующей консультации, распространить свое влияние в стратегически важных для него районах.
  4) В силу потребности во внутренней реконструкции и развитии СССР будет нуждаться в продолжительном мирном периоде. В этом смысле англо-советское соглашение и политика союзного сотрудничества, провозглашенная в Тегеране, соответствуют подлинным интересам Советского Союза.
  5) Кроме сотрудничества с Великобританией и Америкой СССР в качестве перестраховки будет поддерживать особо дружеские взаимоотношения с Францией и Чехословакией с целью гарантии принятия суровых условий, которые СССР, несомненно, захочет предъявить Германии. Если только не произойдет полного разрыва сотрудничества СССР с Великобританией и США, нет оснований опасаться тесного сближения СССР даже с коммунистической Германией.

Исследовательский отдел министерства иностранных дел

Верно: НАЧАЛЬНИК 8 ОТДЕЛА I УПРАВЛЕНИЯ НКГБ СОЮЗА ССР (АЛЛАХВЕРДОВ) 26 мая 1945 г.
 
Tags: Вторая мировая война, СССР, геополитика, дипломатия, разведка
Subscribe
promo colonelcassad июнь 11, 17:10 175
Buy for 750 tokens
На днях пересекся в Севастополя с Максимом Григорьевым, которого хорошо знаю еще по 2014-2015 году, когда он подготовил два отличных отчета, где были задокументированы военные преступления, пытки и факты жестокого обращения со стороны ВСУ, СБУ и МВД Украины за 2014-2015 года…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments