?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Распространить тоталитарную пропаганду Следующий пост
О проблемах реформы образования
Швондер
colonelcassad


Профессор института физики КФУ, лауреат Госпремии РТ Наиль Фаткуллин призвал к широкой научной и общественной дискуссии о проблемах реформы российского образования и о том, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию.

- Наиль Фидаиевич, что побудило вас написать открытое обращение, в котором вы сравниваете федеральное минобрнауки, или, как оно теперь называется, Министерство науки и высшего образования РФ, с похоронным бюро?

- Я считаю, что минобр отравляет университетскую жизнь бюрократизацией, достигшей сегодня гротескно-чудовищных размеров. Научная жизнь в стенах вузов парализована. Я вижу, как под звон громко заявленных космизмов, суть которых сводится к обещаниям чудес в ближайшем будущем, происходит деинтеллектуализация страны. Поэтому так ли удивительно, что в России прекратился экономический рост и увеличивается число техногенных аварий? На мой взгляд, это результат политики, проводимой на протяжении многих лет.

- Вы сказали «деинтеллектуализация страны»...

- Ее первейшим признаком является вытеснение фундаментальной науки и образования из всех сфер университетской жизни. Студентам в полтора раза сократили количество часов на изучение фундаментальных предметов, заполнив время новомодными дисциплинами. И если еще десять лет назад сильный казанский студент-физик мог с легкостью поступить в аспирантуру на Западе, а защитивший кандидатскую степень - найти позицию постдока, то сейчас нашим сложно выдержать там конкуренцию.

Огромные финансовые ресурсы, выделяемые из бюджета на развитие высшего образования и науки, тратятся на сопутствующие вещи, а не на главное. Финансируются в основном технические аспекты, связанные с инфраструктурой: ускоренная закупка дорогостоящего оборудования, переустройство/строительство новых корпусов, создание всевозможных сколково, иннополисов и прочих «точек роста».

Помимо этого, значительная часть финансов ушла на псевдонаучные и псевдопедагогические направления, например на бесчисленные переделки учебных программ, чиновничьи требования к которым странным образом меняются каждый год. Вместо того, чтобы заниматься наукой и реальным продумыванием преподаваемых предметов, преподаватель должен бесконечно составлять различные УМК, ФОС, РПД, являющиеся многостраничной, никому не нужной макулатурой. Более того, по договору он должен строго по графику выдавать определенное количество научных статей в год и его должны процитировать не менее энного количество раз. Это дикость! Нигде в мире таких нормативов нет. Научная статья - дело творческое. А у нас вся эта обязаловка к чему ведет? Сотрудники вузов просто объединяются и публикуют коллективные статьи - так дешевле.

Для оправдания своей важности и нужности управленческий аппарат регулярно изрыгает разнообразные почины, судьбоносные инициативы, проверки, грозит аттестацией и увольнениями... Достаточно вспомнить унизительную процедуру тестирования профессорско-преподавательского состава, устроенную нам в КФУ с целью «провести независимую оценку качества образования» (напомним, Наиль Фаткуллин призвал коллег бойкотировать «профессорский ЕГЭ», часть преподавателей отказалась участвовать в «унизительном шоу». - «ВК»).

- В своем обращении вы также говорите о кадровой катастрофе в университетах. В чем она?

- Сегодня подавляющее большинство университетских профессоров, работающих на мировом уровне, - люди пенсионного возраста. Наши университеты - все равно что хосписы.
Размер пенсий у наших профессоров - 12 - 16 тысяч рублей. Трудовые контракты с ними заключаются ровно на год. Отказ в контракте - фактически обречение на нищую и убогую старость. Уехать и найти работу в западных университетах или лабораториях им в силу возраста и здоровья уже сложно. Итог - люди попадают в полную зависимость от администрации университетов. Преподаватель становится современной разновидностью крепостного, раба. Шантажируя увольнениями, администрация их руками способна осуществлять любое безумие. Талантливая молодежь из числа студентов или аспирантов прекрасно видит и понимает реальное положение своих учителей. И, естественно, у нее возникает вопрос: «А хочу ли я для себя такого «прекрасного будущего»? Во имя чего мне здесь оставаться? Пока я молод, полон сил и не боюсь конкуренции на мировом уровне, может, мне при первой возможности уезжать из России?» Процесс распада, таким образом, самоускоряется.

- Вы предлагаете вузам заключать с преподавателями долгосрочные контракты?

- Как минимум на пять лет, а лучше бессрочные. Кроме того, я предлагаю пересмотреть аудиторную нагрузку профессорско-преподавательского состава. Во всех западных университетах в зависимости от общих объемов и способов финансирования (частного или государственного) аудиторная нагрузка профессоров (в западных университетах все штатные преподаватели считаются профессорами, либо associated professor, либо full professor) варьируется в пределах 4 - 10 учебных часов в неделю, то есть 2 - 5 аудиторных занятий по 90 минут в неделю. Это где-то в пределах 110 - 300 учебных часов в год. Причем такая аудиторная нагрузка считается на Западе огромной. Как правило, ее имеют профессора, практически не занимающиеся научной работой, чья деятельность сводится в основном к обучению студентов. В этом нет ничего случайного. Лишь в таких условиях возможно качественное и глубокое обучение сложным дисциплинам и полноценная научная деятельность. У нас нагрузка на преподавателей выше в два-три раза, исключение - МГУ и, возможно, еще несколько элитных вузов.

- Цель вашего обращения к университетскому сообществу?

- Я призываю коллег к открытой дискуссии. Что бы там ни говорил минобр и подведомственные ему структуры, настоящая реформа высшего образования в России не проводилась. Социальная значимость постоянно исходящих из ведомства инициатив и указаний, компетентность их авторов никогда научно-педагогической общественностью не обсуждались.

- Как думаете, коллеги вас поддержат?

- Не знаю. Против системы трудно идти.

Что предлагает профессор КФУ Наиль Фаткуллин для развития университетского образования и науки?

1. Учебная аудиторная нагрузка должна быть в пределах 4 - 10 учебных часов (два - пять аудиторных занятий по 90 минут) в неделю.
2. Пенсия преподавателей, достигших пенсионного возраста, как и в западных университетах, должна составлять порядка 80% их прежней ставки. При этом сохраняется (при соответствующем желании) право ушедших на пенсию профессоров читать учебные курсы, проводить исследования, оставаться консультантом, но утрачивается право быть руководителем.
3. Соотношение студент/преподаватель, а соответственно, и финансирование университетов должно проводиться в соответствии с числом поступающих на первый курс студентов. Оно не должно зависеть от дальнейшего возможного отсева неуспевающих.
4.Вместо существующих ныне институтов повышения квалификации и стажировок, являющихся профанацией, предусмотреть оплачиваемые творческие отпуска по 3 - 5 месяцев через каждые 5 лет. Профессор должен иметь возможность самостоятельно выбирать себе форму и место повышения квалификации или самообразования.
5. До максимума уменьшить полномочия Минобрнауки РФ, оставив за ним общие рекомендательные функции.
6. До максимума сократить управленческий аппарат университетов, усилив роль ученых советов. В частности, должность ректоров должна быть регулярно переизбираемой, а оклады ректоров и проректоров и прочего университетского начальства не должны превышать в 1,5 - 2 раза средние оклады профессоров.
7. Предоставить ученым советам университетов право самостоятельного формирования и утверждения учебных программ.

http://www.evening-kazan.ru/articles/professor-kfu-sravnil-minobrnauki-s-pohoronnym-byuro-a-universitety-s-hospisami.html - цинк


Подписаться на Telegram канал colonelcassad

Записи из этого журнала по тегу «образование»

  • Разный подход к урокам истории

    История. Историю я вообще любила два раза в жизни. Первый раз случился в классе восьмом вроде. Наша постоянная учительница ушла в декрет и пришла…

  • Открытое письмо Александра Шевкина

    Открытое письмо заслуженного учителя России Александра Шевкина министру образования по поводу проблем с математикой в современном школьном…

  • Последствия одной подножки

    Не так давно в Белоруссии прогремела история с заслуженной учительницей в Гомеле, которую довела малолетняя школота и она закатила в классе…

  • Недостаток свидомости в образовании

    О взглядах нового министра образования Украины. Специально для тех, кто полагает, что при Зеленском подходы существовавшие при Порошенко…

  • Самосожжение в Ижевске

    В Ижевске совершил самосожжение 79-летний социолог Альберт Разин, который работал в Удмуртском Государственном Университете. Перед началом сессии…

  • О педологических извращениях в образовании

    О ликвидации педологии в советском образовании и восстановлении педагогики в своих правах. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б) ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 4 июля…

  • Дети - наше будущее

    Одна из проблем Идлиба после его освобождения, что делать вот с этой "молодой сменой", которая с 2012 готовилась в лагерях подготовки…

  • Магистр теории марксизма

    Где и как можно стать магистром марксизма за 612 тыс. рублей. Университят Цзянсу предлагает платную трехлетнюю программу подготовки Магистр…

  • Протест поколения снежинок

    Новое поколение и протесты Поколение миллениалов, «снежинки», памперсы и протесты Многие, формально не связанные события…


promo colonelcassad june 11, 17:10 172
Buy for 750 tokens
На днях пересекся в Севастополя с Максимом Григорьевым, которого хорошо знаю еще по 2014-2015 году, когда он подготовил два отличных отчета, где были задокументированы военные преступления, пытки и факты жестокого обращения со стороны ВСУ, СБУ и МВД Украины за 2014-2015 года…

Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Наука, Образование.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Тем временем в Краснодарском крае пытаются закрыть уникальную экспериментальную школу Щетинина (официальное название: ФГБОУ "Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков").
Здания школы опечатаны, идут судебные тяжбы.

В защиту школы выступил, в частности, видный педагог Шалва Амонашвили, написав открытое письмо министру просвещения РФ: http://www.ug.ru/archive/80680

Все подробности происходящего - на странице школы Вконтакте:
а) https://vk.com/shkola_shetinina
б) https://vk.com/shkola_shchetinina




"Тупыми" и ограниченными проще управлять.

Но управлять ими проще, не только тем, кто на это изначально рассчитывал.

Нынче такие "учёные" бывают... как раз, как этот дедушка.

Edited at 2019-09-12 10:40 (UTC)

Тупыми и ограниченными проще управлять=это про Проню

все правильно Проня, ты тому яркий пример, ахахаха

Согласен.
Только Россия и Татария - как-то не одно и то же. Чо мне за дело за татар? Которые свинцом глотки заливали русским. (см. кино А.Рублев)

Это другие татары, нашим, те кто булгары на самом деле, те же татары так же заливали глотки. Татаро-монголы до наших татар добрались раньше чем до русских.

Edited at 2019-09-12 09:56 (UTC)

вполне грамотный подход.
преподаватель в вузе все-таки должен учить в первую очередь думать, а не зачитывать курс как в школе.
КФУ - хороший универ и преподаватели там любящие свое дело. Жаль в масштабах страны он сильно недооценен.

Edited at 2019-09-12 09:58 (UTC)

>> преподаватель в вузе все-таки должен учить в первую очередь думать >>

Думать студент уже сам должен уметь. Дело студента получать конкретную специальность, будь то авиаконструктор, филолог или врач. А под концепцию "я учу думать" можно вообще ничему не учить и с гордым видом говорить, что "научил думать".

Огромные финансовые ресурсы, выделяемые из бюджета на развитие высшего образования и науки, тратятся на сопутствующие вещи, а не на главное. Финансируются в основном технические аспекты, связанные с инфраструктурой: ускоренная закупка дорогостоящего оборудования, переустройство/строительство новых корпусов, создание всевозможных сколково, иннополисов и прочих «точек роста».

Именно - причем в 2000-е когда эта проблема уже была видна оно было еще более или менее - 20-ти почти летний провал по финансированию инфраструктуры надо было как-то закрывать - а потом вот да - оно самое.

Что образование, что медицина - все одно

Система заточена на распил.

Что-то какие-то сомнительные меры предлагает сей фрукт. По итогу останется только официальное представительство ЦРУ и USAid открыть. Для довершения композиции, так сказать.

Еще один идиот. Ну, причем здесь ЦРУ?
Ты хоть знаешь, как работали ВУЗы в СССР? Какова была их структура? Как было организовано управление и самоуправление? Если нет, то зачем писать глупости?

Как преподаватель со стажем, подтверждаю: все написанное - правда, которая хуже всякой лжи. Высшее образование (как, впрочем, и вся вертикаль образования, начиная с детских садов) разрушена. И мы ещё хлебнем горя от последствий экспериментов всяких абанкиных, мау, кузьминовых и прочих террористов от образования.

ну да, уже последствия идиотизма начинают проявляться

то ли ещё будет

ахренеть.... 5-10 часов в неделю работы?

да программы те же, что пятьдесят лет назад и читают их те же....

Ну тк он хочет сидеть на пенсии, почти ничего не делать, кататься в "творческие отпуска" за счет ВУЗа, ни за что не отвечать и ни перед кем не отчитываться. Вот и вся суть его спича. Мелочная и недалёкая.

Учился не то, чтобы в козырном, но во вполне престижном ЛИАП. Более чем половину преподавателей куда более успешно заменяли учебники. Люди просто не умели объяснять.
Это все СССР еще и половина до перестройки.

ЗЫ: Сейчас был бы смысл всякие общеинженерные и прочие не узкоспециализированные лекции, вообще, записать и на видео показывать. Ради интереса посмотрел несколько лекций у того же Гоблина и позавидовал нынешним студиозам, помню как мучился.

Edited at 2019-09-12 10:11 (UTC)

ЛИАП

1985-93? со службой в армии после 1 или 2 курса.

бредят дедушки регалиями
в СССР было 350 академиков, а в РОссии уже сейчас 900 штук
и бесплатное образование, без обязательной отработки -это БРЕД БРЕДОВЫЙ.
по-существу деньги налогоплательщиков уходят на гонорары подобным профессорам ,а не на научные работы в вузах

Все эти "реформы образования" ставят задачи в стиле "Как похудеть объедаясь на ночь".

Вот распределение выпускников средних школ на 2016 год.
После школы.png

Т.е. только 7,6% идут работать. Остальные пополняют ряды студентов многочисленных "Заборостроительных университетов, академий и лицеев инновационного юридического менеджмента". Как бы при этом сделать, чтобы набрать для них всех преподавателей, да чтобы нагрузка была нормальной, да чтобы зарплаты "тыщ сто"?

После полного среднего образования (11 классов) ты можешь квалифицированно копать или не копать... можешь еще соседний ларек охранять, для всего остального твоих знаний не хватит.

В современном мире среднее образование это как читать-писать лет 100 назад, т.е. основа, достаточная для жизни на селе, но не работы в городе.

Ну да, бабки на строительстве и ремонте рубят, персонал чморят, как этот товарищ описывает, и так в большинстве мест, особенно в провинции, под лозунгом "куда ты денешься с подводной лодки". Что характерно, в Вышке реформаторы образования для себя любимых ровно противоположные подходы применяют.

"происходит деинтеллектуализация"

Когда грамотный человек говорит подобное - ставишь вопросы к его политической ангажированности. Ну смотрите, ведь если с неким явлением происходит "де", то значит это явление имело место быть, иначе это вообще абсурд. Значит, с точки зрения данного гражданина, Россия была (по крайней мере до сего момента), интеллектуализированной страной. Т.е., события развала СССР и 90-х годов - это плод интеллектуализированной страны, да? С точки зрения этого гражданина выходит именно так. Выходит, это интеллектуализированная страна заряжала воду от Кашпировского, это она несла деньги в МММ, это она брала ипотеку в долларах. Когда ученые и инженеры массово покидали страну - это не была деинтеллектуализация, а вот сегодня, это да!

Вывод: Этот "товарищ", нам не товарищ, а дружок того, чьи уши видны невооруженным взглядом в этих словарных оборотах.

Если понимать интеллект, как понимание или познание, т

видимо интеллектуальной можно считать страну, где больше всего читают, занимаются увлечениями техническими, и если сравнивать время нынешнее и время СССР, - сегодняшнее время по уровню развития молодёжи далеко отстало от того времени, когда существовали технические журналы для молодежи, то есть интеллектуально отстало от молодёжи СССР.

Edited at 2019-09-12 10:43 (UTC)

Видный татарстанский ученый предлагает:
1 Дать побольше денег
2 Разрешить поменьше работать
3 Поменьше контролировать

Я ничего не упустил, ничего не перепутал?

А как же "оплачиваемые творческие отпуска по 3 - 5 месяцев через каждые 5 лет" с опцией "самостоятельно выбирать себе форму и место повышения квалификации или самообразования"?