?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Распространить тоталитарную пропаганду Следующий пост
Дисфункция государственного управления
Основной
colonelcassad


Глазьев о проблемах экономики РФ как производных неэффективного государственного управления.

Дисфункция государственного управления

Явная неспособность правительства добиться исполнения указов президента в области экономического развития вызывает принципиальный вопрос о соответствии системы госуправления требованиям регулирования воспроизводства современной экономики. Ведь объективно, исходя из имеющейся ресурсной базы, наша экономика может производить сегодня в 1,5 раза больше. У нас нет ограничений роста ни по одному из факторов производства: загрузка производственных мощностей не превышает 60%, скрытая безработица оценивается не ниже 20%, возможности углубления переработки сырья неограниченны — так же, как и активизации научно-технического потенциала страны.

Следовательно, все проблемы, препятствующие экономическому развитию, сосредоточены в системе госуправления. Возможно, различные составляющие этой системы не согласованы друг с другом и влияют на развитие экономики как лебедь, рак и щука на движение телеги в знаменитой басне Крылова. Или в ней действуют встроенные тормоза, препятствующие экономическому развитию. А, может быть, она поражена вирусом, разрушающим способность государственного организма к целенаправленным действиям. Рассмотрим по существу все эти составляющие дисфункции системы госуправления развитием экономики.

Координация деятельности органов государственной власти в области развития экономики должна задаваться федеральным законом «О стратегическом планировании». Примечательно нежелание Правительства исполнять этот закон, введение в действие которого было отложено на три года сразу же после принятия. Но и по истечении этого срока запуск предусмотренных им процедур планирования экономического развития страны оказался непосильной для Правительства задачей. В отсутствие процедур планирования целей, задач и программ экономического развития, а также механизмов их реализации каждое ведомство занято исполнением рутинных процедур, предписанных ему законодательно установленными нормативами. Отсутствие ответственности за результаты порождает имитацию деятельности, оценка которой приобретает субъективный характер.

Как известно, главным фактором современного экономического роста является научно-технический прогресс (НТП). Призывов к переходу на инновационный путь развития с самых высоких трибун было более, чем достаточно. Однако уровень инновационной активности — так же, как и доля нашей страны в мировой торговле высокотехнологической продукцией — остаются на крайне низком уровне. В системе государственного управления нет обратных связей, ориентирующих экономику на освоение новых технологий. Заявленное несколько лет назад «принуждение к инновациям» не сработало. Хуже того, несмотря на создание многочисленных институтов развития и наделение их немалыми ресурсами и льготами, заметного приращения инновационной активности не наблюдается. Россия остается, по-видимому, единственной страной в мире, где длительное время наблюдается сокращение количества учёных и инженеров, научных институтов, изобретений и новой техники. Расходы на НИОКР остаются в несколько раз ниже советского уровня четвертьвековой давности.

Главная претензия в низкой инновационной активности адресуется государством частному сектору. Вопреки ожиданиям реформаторов, приватизация большей части экономики не породила подъёма деловой и инновационной активности, а по объёму инвестиций мы едва дотягиваем до половины советского уровня. Причина заключается, с одной стороны, в грубейшем пренебрежении значением производственно-технологической кооперации в ходе приватизационной кампании, следствием чего стало фактическое уничтожение отраслевой науки, где были сосредоточены прикладные НИОКР. А, с другой стороны, — в проводимой по лекалам МВФ денежно-кредитной политике, последовательно угнетающей инвестиционную активность.

Если последствия дезинтеграции научно-технологического комплекса страны в результате его приватизации преодолевать придётся ещё много лет, то привести в соответствие с требованиями НТП денежно-кредитную политику большого труда не составляет. Но здесь мы сталкиваемся со встроенными в неё стабилизаторами, тормозящими экономическое развитие. Их действие уже привело к отмиранию второй, кредитной составляющей этой политики. Фактически остановлен трансмиссионный механизм банковской системы, обеспечивающий трансформацию сбережений в инвестиции. Доля инвестиционных кредитов в активах банковской системы упала ниже 5%, а доля займов в финансировании инвестиционной активности предприятий не превышает 10%. Банк России лишил российскую экономику долгосрочного кредита — механизма авансирования современного экономического роста. А процент за кредит — по определению, Шумпетера, налог на инновации — делает невозможным его использование для финансирования развития экономики.

В отличие от других стран, уже более десятилетия проводящих политику количественного смягчения и дешёвого кредита с целью стимулирования инвестиционной активности и преодоления структурного кризиса экономики, Банк России последовательно сокращает денежное предложение и держит процентные ставки намного выше уровня рентабельности обрабатывающей промышленности. Он проводит беспрецедентную в мировой экономической истории политику отсасывания денег из экономики, для кредитования развития которой более двух столетий назад, собственно говоря, и был создан институт центробанков, реализующих государственную монополию на эмиссию национальных валют. Начиная с 2014 года Банк России вывел из экономики около 10 трлн. руб. кредита и стал нетто-заёмщиком денег, высосав из экономики 4 трлн. руб. посредством своих облигаций и депозитных аукционов. Тем самым он многократно усугубил действие американских санкций, повлёкших отток около 200 млрд. долл. иностранных кредитов и инвестиций. И это на фоне более чем трёхкратного увеличения количества долларов и других мировых валют, эмитируемых центробанками ведущих стран мира в целях недопущения депрессии, типичной для периода смены технологических укладов!

Торможение развития экономики Банком России усугубляется утратой смысла деятельности государственными коммерческими банками. Следуя политике ЦБ, они повысили процентные ставки по выдаваемым кредитам сверх уровня рентабельности предприятий реального сектора экономики. Вместо того, чтобы содействовать его развитию посредством кредитования инвестиций, они высасывают оборотный капитал из своих заёмщиков посредством беспрецедентно высокой для госбанков всего мира банковской маржи. Получила широкое распространение губительная для здорового бизнеса практика залогового рейдерства, когда руководство банков сознательно ухудшает условия кредита с целью доведения предприятия до банкротства и присвоения его активов.

Утратив интерес к кредитованию производственной сферы, многие пользующиеся поддержкой государства банкиры стали организаторами криминального бизнеса по присвоению имущества заёмщиков, втягивая в преступную деятельность коррумпированных сотрудников следственных органов, прокуратуры, судов.

Такая дисфункция органов, призванных защищать права собственности, делает частное предпринимательство бессмысленным и опасным делом. Институт банкротства монополизирован профессиональными преступными сообществами, поглощающими ежегодно тысячи предприятий с лишением их собственников не только имущества, но и свободы. Сегодня эта криминальная машина переваривает активы на сумму около 5 трлн. руб. Вместо финансового оздоровления ежегодно 15 тысяч попавших в состояние неплатежеспособности предприятий распродается на келейных «торгах» и прекращают своё существование.

Дисфункция банковской и правоохранительной систем лишает экономику главных механизмов развития: кредита и добросовестной конкуренции. Выжить в этой токсичной среде, где госбанки кредитованию инвестиций предпочитают присвоение залогов, а правоохранители защите прав собственности — её захват, могут только крупные госкорпорации и мафиозные структуры, обладающие доступом к рычагам власти. Последние подавляют здоровую предпринимательскую среду, которая вырождается до уровня самозанятого микробизнеса, активы которого не интересуют рейдеров.

Госкорпорации, не обременённые плановыми заданиями, в условиях рыночной экономики быстро коррумпируются и теряют эффективность. Исключение составляют госпредприятия оборонной промышленности, работающие в условиях глобальной конкуренции и под фактическим контролем главы государства. Но ручное управление, сколь бы напряжённым оно ни было, не может компенсировать дисфункций всей системы госуправления. Избавиться от них можно только введением сквозной системы ответственности всех институтов и должностных лиц, облечённых властными и регулирующими полномочиями.

Прежде всего, должен, наконец, заработать закон «О стратегическом планировании», подкрепленный нормами об ответственности всех органов исполнительной власти за достижение установленных показателей социально-экономического развития. Целесообразно также принять специальный закон «Об ответственности исполнительной власти за уровень и качество жизни народа», в котором устанавливается ежегодная процедура отчетности Правительства за результаты своей деятельности, предусматривающая постановку вотума недоверия в случае ухудшения объективных показателей народного благосостояния.

Крайне важно восстановить функциональность государственной банковской системы, руководители которой ворочают втрое большим объёмом денег, чем правительство и при этом вообще ни за что не отвечают. Убытки, которые они наносят своим банкам залоговым рейдерством, исправно покрываются за счёт докапитализации или депозитов ЦБ. Последний необходимо вернуть как к исполнению своих конституционных обязанностей, так и главной функции денежных властей – созданию условий для максимизации инвестиционной активности. Соответственно, и государственные банки из орудия обогащения их руководителей должны стать инструментами государственной инвестиционной политики. Руководители государственной банковской системы должны отвечать за объёмы кредитования реального сектора экономики при условии возвратности предоставляемых займов под разумный процент, соответствующий рентабельности обрабатывающей промышленности. Для этого должны заработать целевые кредитные линии, рефинансируемые ЦБ в соответствии с установленными законом о стратегическом планировании приоритетами.

Все функции и органы государственной власти должны работать на развитие экономики. Это касается и фискальных органов, которые от постоянного увеличения налогового бремени по принципу «от достигнутого уровня» должны перейти к чёткому и прозрачному исполнению норм налогообложения. Последние тоже должны быть изменены в целях стимулирования инвестиционной и инновационной активности. Расходы на эти цели выведены из налогооблагаемой базы доходов, а структура последних приведена в соответствие с источниками национального дохода: увеличено налогообложение природной ренты в форме экспортных пошлин на вывоз сырьевых товаров и уменьшены налоги на труд, отменен НДС.

Важнейшее значение имеет восстановление функциональности правоохранительной и судебной систем. Простых решений здесь, как показывают результаты всех попыток их реформирования, не существует. Возможно, следует распространить юрисдикцию суда присяжных на экономические преступления. Может быть, восстановить советскую практику выборности судей населением. Но уж точно необходимы серьёзные изменения в уголовном законодательстве, которые бы исключили возможности фабрикации дел по обвинениям в мошенничестве в случаях залогового обеспечения невозвращённых займов. Нужно изменить законодательство о банкротстве, вернув государство в эту сферу в качестве главного контролёра и участника соответствующих процедур.

В рамках настоящей статьи нет возможности описывать все меры по восстановлению функциональности системы госуправления развитием экономики. В частности, не затронутыми остались вопросы научно-технической политики, где накопилось множество нерешённых проблем: от хронического недофинансирования НИОКР до формирования реальных институтов стимулирования инновационной активности. Но общий принцип понятен: системное тотальное и сквозное внедрение механизмов ответственности за реальные результаты деятельности; широкое использование нормативного подхода при распределении государственных средств и полномочий; введение плановых показателей управления государственным сектором экономики и деятельности органов власти по развитию экономики, с периодической объективной оценкой их достижения.

С.Глазьев

http://zavtra.ru/blogs/o_disfunktciyah_gosudarstvennoj_sistemi_upravleniya - цинк

Подписаться на Telegram канал colonelcassad

Записи из этого журнала по тегу «Глазьев»


promo colonelcassad июнь 11, 17:10 171
Buy for 750 tokens
На днях пересекся в Севастополя с Максимом Григорьевым, которого хорошо знаю еще по 2014-2015 году, когда он подготовил два отличных отчета, где были задокументированы военные преступления, пытки и факты жестокого обращения со стороны ВСУ, СБУ и МВД Украины за 2014-2015 года…

Борис, амнистия эта новогодняя.

Упоротый рубинка, советское прааительство в изгнании, кальцит, пейсатый алекс фишер рыбаков, (щас сидит под "жопой" *(aaa sss)), винтажспб, бендеровцысадлам_одесса, тайровский, власовцы evil empire и гнездилов


весь этот биомусор неисправим
как испражнялись ртом до бана, так и теперь

стоило ли?

Edited at 2019-01-16 20:46 (UTC)

ты не рефлексуй, а стучи громче. Заодно незнама-

дебилушку подтяни, сионист проклятый.

(Удалённый комментарий)

Очередное предательство путинской РФ

«Россия предала и бросила меня!» — видео, как выдворенная из РФ Елена Бойко обвинила Москву в предательстве

Депортированная из России на Украину журналистка Бойко была немедленно арестована на территории Украины. Фактически она была выслана на расправу. Вполне возможно, что сугубо правовые основания для депортации имелись - журналистка не выполнила предписанных процедур по документированию своего пребывания в России. Однако все страны, считающие себя цивилизованными, допускают высылку со своей территории тогда, когда высылаемому не грозит опасность - выдавать на расправу во всем мире считается дикостью и признаком отсутствия элементарной гуманности. Впрочем, путинскую Россию трудно заподозрить и в цивилизованности, и в гуманности - как по отношению к отдельному человеку, так и в отношении групп людей и целых народов. Включая и свой собственный. Живодерня, которой является Россия Путина, всегда готова предоставить любые доказательства своей сущности.

Поэтому вопрос с Бойко носит одновременно и частный, и общий характер. Современная Россия предаст любого, ни малейших принципов - моральных или политических - у нее нет. Неудивительно, что кольцо враждебности вокруг страны неуклонно сжимается - с такой политикой желающих быть союзниками дикарей найти крайне сложно. Воры, бандиты, предатели - весь джентльменский набор гопника из подворотни. Отмываться от созданного ими "имиджа" после них придется очень долго.

Edited at 2019-01-16 20:47 (UTC)

А правда что у нее есть гражданство пары стран ЕС? Кроме украинского.

(Удалённый комментарий)
Говорят, Навальный начал это читать, но на втором абзаце уже потерял суть и вставил своё любимое слово: "Чувак".

Удивительно уже то, что Навальный вообще читать умеет.

Edited at 2019-01-17 07:41 (UTC)

там фотка в инете есть где вся эта кодла, в америке, инструкции как нам обустроить РОССИЮ получала в начале 90-х

А что по поводу этой статьи думает проня? Он же тут всем доказывал, что только биндеровцы загнивают, а Рассеюшка цветет и пахнет!

проню сейчас зашивают, порвался от изумления

но скоро вернется, я думаю
щас он срочно шмария штудирует

Глазьев - не меньший либерал чем чубайс

Глазьев - не меньший либерал чем чубайс.

Он как бы за главенство местных а не заокеанских
(при которых 'либералы' готовы служить гауляйтерами,
олигархами, пропагандонами и т.д.)

Но все рецепты Глазьева - из лживой, 'рыночной' обоймы,
которые не выходят за рамки "рыночного неолиберализма"

Много правды в его критике того, что происходит - но его
формулы для врагов лживы и беспомощны. Ну, как если бы
убийцу называли 'проказником'

Нет, не "научно-технический прогресс" основа для
выхода из дыры, а:
(а) построение самодостаточности = автаркии
(б) при введении беспаразитной экономики


Для этого надо:
-- повесить наебуллину. Начать делать свои внутренние
деньги, без ограничений, для вклада в РЕАЛЬНЫЙ сектор
(и не чисто на потребление ни на спекуляции)
-- перекрыть вывоз денег за рубеж
-- уничтожить паразитарные механизмы в экономике


Но для этого нельзя врать про "смену технологических укладов",
нельзя ориентироваться на "прогресс" для того, чтобы делать
"конкурентоспособные" товары (т.е. цель - продажа за границу
по "конкурентоспособным ценам"?!! - это саботаж)

И САМОЕ ГЛАВНОЕ Глазьев никогда не говорит причины
нынешней жопы - это ОККУПАЦИЯ экс-СССР в 1990е по СТАНДАРТНЫМ
и обкатанным на десятках стран АЛГОРИТМАМ

Глазьев не меньший либерал, чем Чубайс. С которым он кажется
в 1989 году ездил в Чили, перенимать опыт 'реформ'?

Edited at 2019-01-16 20:56 (UTC)

Re: Глазьев - не меньший либерал чем чубайс

-- повесить наебуллину. Начать делать свои внутренние
деньги, без ограничений, для вклада в РЕАЛЬНЫЙ сектор
(и не чисто на потребление ни на спекуляции)
-- перекрыть вывоз денег за рубеж
-- уничтожить паразитарные механизмы в экономике


Ну и чем это отличается от Глазьева? Он из конкретики то же самое предлагает, если отбросить эфемерные и водянистые разглагольствования о гипотетических укладах и циклах.
Разве к Набиуллиной он более терпим, совсем уж за шею вешать не требует, просто относится как к обычному вредителю

Edited at 2019-01-17 05:38 (UTC)

Пожалуй, раз в год Глазьева полезно вынуть из серванта, сдуть с него пыль и протереть тряпочкой.

А затем спрятать еще на год.

Не понял, так в 1,5 раза можно поднять экономику, или неограниченно?

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
из коммунистов разумные вещи говорят всего двое: Глазьев и Кассад :)

ДА точно я про эту фотку выше упоминал
А помните как всё начиналось
1 Частник лучший собственник
2 Рынок всё отрегулирует
3 всё ненужное само отомрёт если не впишется в очередное процветание
..... и прочий бред
большинство развесив ухи слушало

Тут только майдан поможет, других вариантов нет.
С активизацией народного движения по примеру Украины, которое само становится регулятором.


Да, бро, как раз твой майдан как раз отличный пример как надо разводить миллионы лохов. К твоему сожалению, в России это не прокатит.

Ну а пока вот так получается

Операции Банка России на международном валютном рынке второй год подряд оборачиваются убытками.
За год центробанк потерял на колебаниях курсов валют 9,5 млрд долларов, подсчитал директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов на основе оперативной статистики центробанка.

Как отчитался сам ЦБ, за год объем российских ЗВР увеличился на 35,8 млрд долларов, до 468,5 млрд.
Из этой суммы 10,3 млрд долларов принесло золото: за год центробанк закупил 270 тонн драгметалла, а его доля в резервах достигла рекордных 18,5%.
Валютные активы ЦБ тем временем выросли на 25,5 млрд долларов.

Примечательно то, что это прирост оказался меньше, чем сумма, которую ЦБ закупил для Минфина на валютном рынке (35 млрд долларов), указывает Тремасов.
«Получается, что валютная корзина принесла отрицательную переоценку в размере около 9,5 млрд долларов», - делает вывод он.

А что в России и вправду все так плохо с правительством?

Дисфункция государственного управления

Это гнусная клевета на успешный менеджмент РФ!

Re: Дисфункция государственного управления

Таки да. Они очень успешные люди.