?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Распространить тоталитарную пропаганду Следующий пост
О ситуации с плавдоком ПД-50
Основной
colonelcassad


На тему вопросов в теме про норвежский фрегат https://colonelcassad.livejournal.com/4573524.html "А как там с затонувшим плавдоком?"
С плавдоком пока что все плохо, вчера в "Взгляде" развернутый материал на тему вышел.

О ситуации с плавдоком ПД-50

Газете ВЗГЛЯД стали известны новые обстоятельства аварии, отправившей на дно одно из самых важных и дорогостоящих морских сооружений России – плавучий док ПД-50. Именно в нем обслуживались наиболее мощные корабли ВМФ, в том числе авианосец «Адмирал Кузнецов». Теперь можно предположить, кто является ответственным за аварию и можно ли вернуть док в строй. Причины аварии, произошедшей в последние числа октября в Мурманской области, долго еще будут предметом жарких споров специалистов. Конечно, последнее слово скажет следствие. Но уже сегодня можно предположить: основными причинами гибели крупнейшего в Заполярье дока стали не «перебои с электроснабжением», а симбиоз некомпетентности и халатности должностных лиц, отвечавших за эксплуатацию этого инженерного сооружения.

Защита от дураков

В принципе, затопить док, исключая апокалипсические сценарии подрыва диверсантами или тарана проходящим сухогрузом, дело не просто сложное, а архисложное. Говоря простым языком, любой плавучий док (ПД) представляет из себя комплекс понтонов, скованных единым корпусом. Между собой понтоны соединены перемычками, которые помимо различного рода гидравлических устройств можно запросто перекрыть вручную.

Гарантией безопасности любого ПД является надежный и простой в обращении кренометр. Прибор, известный каждому школьнику, представляет из себя банальный отвес, расположенный над мишенью. Если отвес находится строго по центру, значит, у дока отсутствуют крен и дифферент. Если есть отклонение, то нежелательные тенденции выравниваются подкачкой или осушением противоположных по диагонали балластных отсеков.

Перебои с электричеством (одна из версий аварии), конечно, могут внести сумбур в данные мероприятия. Однако практически все доковые перемычки (если они в рабочем состоянии) можно открыть и закрыть вручную. Времени для такого исправления положения у старшего на борту более чем достаточно. Ведь заполнение балластных цистерн происходит естественным путем поступления забортной воды в герметичные отсеки. Сам процесс погружения дока на операционную глубину длится более 5 часов.

Совершенно непонятно, как при внезапном отключении от питания задвижки отдельных цистерн ПД-50 оказались открыты, а другие нет. И почему доковая операция проводилась на так называемом береговом питании? Прописные правила гласят, что постановка и выход кораблей из дока, чтобы не зависеть ни от каких обстоятельств извне, должна проходить на питании бортовом. То есть электроэнергия должна быть обеспечена собственными дизель-генераторами, а кабель с ближайшей береговой подстанции рассматривается лишь как резервный источник.

То есть, по сути, у докмейстера или лица, его заменяющего, было предостаточно времени и средств, чтобы выровнять док. Даже если бы для этого пришлось оставить плавучий ремонтный комплекс в полупогруженном (но не затопленном) состоянии.
Возникает резонный вопрос: почему такая надежная система безопасности и вполне четкие инструкции не стали защитой от дураков? Кто и почему в итоге утопил важнейшее сооружение ценою в миллиарды рублей?

Не размывая ответственности

Доковая операция – сложный комплекс мероприятий. Попробуйте поставить корабль длиной в сто и более метров на доковые клетки с допустимой погрешностью в несколько сантиметров. Большие отклонения угрожают фатальным исходом. Если ремонтируемая единица не сядет на специально выстроенные (и рассчитанные) опоры, возможны неприятные казусы: от повреждения бортовой обшивки, различного забортного оборудования – от обтекателей до винто-рулевой группы и до разлома корпуса.

Поэтому всякая доковая операция готовится заблаговременно. Разрабатывается план, согласовывается с руководством завода, командир докуемого корабля и капитаны буксиров проходят инструктаж у докмейстера. Учитываются все нюансы – от погоды, ледовой обстановки и условий видимости до обеспечения всем необходимым дока до ее начала. При малейшем отклонении от плана докмейстер обязан прекратить подъем-погружение и доложить обо всем береговому начальству.

Поэтому еще одно предположение о причинах аварии – что ее вызвали некие самостоятельные действия доковой команды – просто попытка найти дежурного стрелочника.

Те, кто сетует на «старость и износ» плавучего сооружения, пропускают одно немаловажное обстоятельство. Ежегодно в мае–июне любой док проходит проверку на безопасную эксплуатацию, в ходе которой инспектируются практически все механизмы, а также экзаменуются все ответственные лица. После такой ревизии составляется смета ремонта, а также решается вопрос подтверждения личного состава на допуск к управлению.

Подобный аудит – зона ответственности заводского начальства.

Операция-экспромт

Отсюда самый главный вопрос – проводилась ли в этот день плановая доковая операция? То есть был ли составлен план, подготовлены все действия команды? Если да, действия как командования дока, так и руководства на берегу не поддаются никакой здравой логике. Во всяком случае, для предотвращения катастрофы и локализации степени ущерба у специалистов было достаточно времени.

Однако, по сведениям газеты ВЗГЛЯД, никакой операции в этот день не намечалось. И авария произошла спонтанно. Просто после постановки крейсера в док (оно произошло достаточно давно) ряд забортных задвижек не удалось закрыть из-за забившегося в горловины льда. Вода в отсеки поступала в малых объемах. И было принято «мудрое решение» – поддерживать нулевой крен и дифферент дока с помощью балластных насосов, работавших на береговом питании.

Но береговое питание внезапно исчезло. Что-то произошло – может быть, авария на подстанции, может быть, что-то еще. Это поставило доковую команду перед очевидным фактом: отсутствует топливо, чтобы запустить бортовые дизель-генераторы (если они вообще были в рабочем состоянии). Вместо того чтобы при возникновении нештатной ситуации вспомнить об инструкциях, команда стала действовать по наитию, противоречащему теории остойчивости.

Как именно действовала команда – покажет следствие. Но безусловным фактом уже является то, что не были выполнены первичные мероприятия, которые предотвратили бы подобные последствия. В частности, не организована балластировка дока путем естественного перетекания воды через перемычки в отсеки, диагонально противоположные уже заполненным, что выровняло бы крен дока. Непонятно также, почему при критическом крене на башнях дока оставались члены верхней (боцманской) команды, что едва не привело к гибели личного состава. Удержать от падения краны они при всем желании не могли, а «Кузнецов» уже был заведен на буксирные концы.

В пользу версии о внеплановости операции говорит и то обстоятельство, что «Адмирал Кузнецов» был не готов к выходу. Если так, остается только благодарить судьбу, что в одночасье Северный флот не лишился своего флагмана. Надо отдать должное экипажу корабля, не только обеспечившего жизнеспособность крейсера, но и спасшего жизни в этих обстоятельствах нескольким членам доковой команды.

Однако спасти док не удалось.

Что делать?

На сегодняшний день док находится в затопленном состоянии. Как утверждают некие источники, считающие себя компетентными, от сползания в яму глубиной около 100 метров плавучий комплекс сдерживает воздух, оставшийся в отсеках башен.

Рискнем предположить, что данное утверждение недостаточно верно. На самом деле, ПД-50 зафиксирован в такой полупозиции не за счет воздушной подушки, а из-за доковых якорей, которых у данного сооружения более десятка. А также за счет естественных рельефных пробоин днища, полученных при контакте массивного комплекса со скалистым дном.

Если, как утверждают водолазы, в ходе досмотра обнаружены многочисленные трещины в обшивке, не стоит питать иллюзий, что когда-нибудь ПД-50 снова распахнет свои батопорты для захода кораблей. Сам подъем треснувшего ремонтного сооружения кажется не только непомерно затратным, но и бессмысленным.

Судоподъемная операция такого масштаба потребует многомесячной подготовки, изготовления специального оборудования, и по стоимости, пожалуй, будет сравнима с ценой нового аналогичного дока. Но даже после подъема на поверхность встанет вопрос: каким образом надежно заменить значительную часть подводной обшивки днища? Чтобы герметично заделать пробоины ниже ватерлинии, доку... понадобится другой док! Но ремонтного сооружения такого размера, в который можно будет поставить ПД-50, в мире на данный момент просто не существует.

Покупка аналогичного дока в ближайшей перспективе выглядит также нереально. В мире пока еще нет магазинов, где можно запросто зайти и прикупить себе док нужных параметров. Тот же ПД-50 строили в Швеции четыре года по спецзаказу СССР.

Поэтому последствия происшествия в Росляково напрямую поставили под удар боеспособность одного из самых значимых российских флотов, да и всего ВМФ в целом. И дело здесь не только в миллиардных убытках.

Дело в том, что на ближайшие годы два ведущих боевых корабля ВМФ России – «Адмирал Кузнецов» и «Петр Великий» – лишились своей ремонтной базы. Ну не гонять же мощные крейсеры всякий раз на Дальний Восток, где существует аналогичный по грузоподъемности док. Да и предугадать, когда понадобится внеплановый ремонт, практически невозможно.

Доковые постановки нужны всем судам и кораблям не только во время модернизаций и капитальных ремонтов. Поддержание любой единицы в рабочем состоянии зависит от регулярных межпоходовых доковых осмотров. Существуют также и нештатные ситуации (корабль наматывает на винт рыбацкий трал и т.п.), когда постановка на стапель-палубу ПД является оптимальным вариантом для решения проблемы.

А без ремонта корабль небоеспособен. Таким образом, напрашивается вывод: авария ПД-50, по сути, вывела из строя два самых мощных корабля ВМФ России, и виноваты в этом те, кто отвечал за содержание дока и его техническую готовность.

https://vz.ru/society/2018/11/9/949782.html - цинк

Вариантов видится три.

1. Если повреждения дока подлежат ремонту, то возможен вариант по подъему и восстановлению его работоспособности. Если не получается купить за рубежом, построить новый или перегнать корабли на ТОФ, то несмотря на стоимость работ, этим придется заниматься. Самый хреновый вариант, когда док пропал с концами, а купить за рубежом не получится.


Китайский судостроительный завод COSCO в Даляне.

2. Если повреждения ремонту не подлежат, то надо либо строить новый (что крайне маловероятно), либо покупать за рубежом. В Европе наверняка не продадут (ибо санкции, да и США не упустят возможность заблокировать такую сделку, если переговоры пойдут всерьез), так что реальный вариант это Китай (возможно, Япония), но и в этом случае на время постройки нового дока, СФ несколько лет будет оставаться без необходимых ремонтных мощностей. Китай имеет обширный опыт строительства плавучих доков разного размера, в том числе и гигантского дока в Даляне (там у китайцев фактически 2 дока - один на 300 000 тонн, другой на 180 000 http://www.bogdanos-marine.gr/portfolio/cosco-dalian-shipyard-china/) , который может принимать авианосцы и супертанкеры. Вопрос тут скорее в цене подобного проекта и сроках его реализации, потому что док нужен уже сейчас, а его нет и плановые сроки модернизации "Адмирала Кузнецова" уже очевидно сорваны.

3. Отправлять большие корабли на ТОФ, где имеется в наличие плавдок ПД-41 http://russianships.info/vspomog/pd41.htm (японской постройки), который может принимать корабли водоизмещением 80 000 тонн, чего хватает для обслуживания и "Адмирала Кузнецова" и "Петра Великого".
Альтернатива - плавучий док ПД-190 в Новроссийске, который может принимать корабли водоизмещением 60 000 тонн. Перегонять эти доки на СФ означает оставить без крупных доков либо ТОФ, либо ЧФ. ЧФ конечно может перебиться, все равно тут из кораблей первого ранга одна "Москва" осталась.


ПД-41.


ПД-190.

В общем, проблема конечно не выглядит не решаемой, но при этом мы имеем серьезный ущерб обороноспособности страны, существенные расходы, которые предстоит так или иначе понести государству и ослабление возможностей Северного Флота в ближайшие несколько лет.
Виновных по хорошему надо сажать на значительные сроки, но нанесенного ущерба это конечно уже не исправит.



PS. На заглавной фотографии фото от 4 ноября, где на палубе "Адмирала Кузнецова" лежит кран от затонувшего плавдока ПД-50.

Подписаться на Telegram канал colonelcassad

Записи из этого журнала по тегу «Северный флот»

  • Затонувший док ПД-50 будет поднят

    Министр промышленности и торговли Мантуров пролил свет на судьбу затонувшего дока ПД-50. 1. Док будет в любом случае поднят. Сейчас идут…

  • Игра про катастрофу АПЛ "Курск"

    Вышла польская игра про катастрофу АПЛ "Курск". Фабула там такая - агент иностранной разведки под прикрытием проникает на борт…

  • Авария

  • Танки в Североморске

    ИС-3 и М4А2"Шерман" на ходу во время празднования дня ВМФ в Североморске. Ленд-лизовский "Шерман" входит в состав поднятого…


promo colonelcassad октябрь 3, 21:15 36
Buy for 750 tokens
Военный историк Илья Топчий собирает средства на издание своей новой книги, которую он писал 9,5 лет. Фундаментальный труд будет посвящен развитию вооруженных сил Северной и Южной Кореи с окончания второй мировой войны по 1980-й год. Период с 1980 по 2018 будет охвачен во втором томе. С…

Сажать и расстреливать - только это спасло бы от подобных эксцессов, которые в более трудное время могли бы стать слишком опасными для страны.

И в первую очередь, надо возвращать личную ответственность правящим и исполнительным структурам. Иначе ждать ответственность от обычного народа будет слишком трудно.

РБК сайт заблокировался от врагов рекламных банеров.
Теперь значит и читать не будем, а не только не смотреть.
А тот, кто читает и смотрит "Дождь", "Взгляд" и "РБК" - тот либерал


Отличный повод не заходить на сайт РБК.

Олигархический путинизм процветает

С доком все плачевно с ржавым авианосцем тоже самое, зато с яхатми путинских олигархов и его дружков все отлично: плавают, своевременно модернизируются, покупаются новые - за нас с вами счет, по хорошему продав которые можно было было построить с десяток современных боевых кроблей, но не судьба страна находиться в рабстве ОПГ Озеро

Re: Олигархический путинизм процветает

Определитесь уже строить или на пенсии отдавать то

Эхспертное мнение

Фото с 4 ноября, интересно до сих пор кран лежит на палубе ?

Опять же состояние и внешний вид ПД-41 вызывают печаль, эффективные менеджеры...

Re: Эхспертное мнение

Любой корабль в море быстро ржавеет. Это не отменяет нехорошего вида ПД-41, но всё не так страшно. Нужно следить.

Невидимая рука рынка, блять. Прибыль с ремонта получали капиталисты, а ремонтировать будут конечно же за счет государства. Как там? Прибыль приватизируем, убытки национализируем.

Только массовые расстрелы спасут Родину!

>Только массовые расстрелы спасут Родину!

Тогда в России никого не останется кроме алкашей.

не стоит питать иллюзий, что когда-нибудь ПД-50 снова распахнет свои батопорты для захода кораблей.
=================
Батопорт - это герметичные ворота в сухой док. У плавдоков их не бывает.
Хорошо, что от брака журналистов никто не может утонуть.

Вот кстати, а не проще ли сухой док построить.

Не перестаю удивляться раздолбайству.

как всем тяжёлым авариям в японской атомной промышлености. там бахнули разок изотоп в город сунув ложкой лишний килограм урана... фукусима и прочие затопляемые аэс. многие иные няшныковайно аварии где дичь творили долго и многие а не одна команда в одной точке

тут что то одно: либо строить флот и крепить оборонную мощь страны,либо проводить много миллиардные игрища типа допинговых олимпиад или чм по футболу. надеюсь в ближайшее десятилетие игрищ на потеху публике не будет.

Ну и чего хорошего? Основные затраиы на игрища - обновление инфраструктуры. Москва мощно вложились в региональную инфраструктуру, хоть страну в порядок привели.

Edited at 2018-11-10 12:23 (UTC)

Как по мне, этот док затонул в силу случайных событий. Просто на Саяно-шушенской ГЭС гидроагрегат №2 и подлодка "Курск," вместе с "хромой лошадью", наелись "зимней вишни", и в результате "они утонули" очень быстро, утащив на дно ПД-50. Но люди на берегу слышали, как тонущие дружно кричали "Путин не виноват! Плохие бояре нас погубили!" Разумеется, была спасательная операция. По сигналу SOS яхты Абрамовича, Дерипаски, Усманова и иже с ними ринулись к месту трагедии, но попали в шторм и укрылись на Лазурном берегу. Потом состоялось всенародное обсуждение на исполкоме ЕР и была высказана мысль, что ни плавучие доки, ни авианосцы не нужны России, раз уж они не могут укрываться на Лазурном берегу. В конце слово взяла Глацких и строго заметила собравшимся в зале плавучим средствам, что государство не просило их плавать, ходить в море, ремонтировать и ремонтироваться, и что для всех было бы лучше, если бы "Адмирал Кузнецов" тоже утонул. Сидящий в первом ряду "Адмирал Кузнецов", весь в гипсе и с "дырочкой в левом боку", не мог сдержать слез и признавался, что на одного работающего в России уже приходится 8 пенсов, 1 авианосец и 1 плавучий док, потом он вскочил и хотел удавиться в туалете, то есть в гальюне. Песков его успокоил и попросил не принимать скоропалительных решений, все обдумать и сначала попрощаться с родней. Он попрощался, принял на борт Глацких и пошел в свой последний поход на Сейшельские острова, для последующей утилизации в интересах китайской металлургической промышленности.

...Экипаж во время плавания сидел на министерской диете из макарошек, а в кают-компании крутили продукцию российского Фонда кино, а сзади на тросе плыла реновациированная "Булгария", на которой дуэт Скабеевых и Маргарита Симоньян вели прямую трансляцию и отстреливались от увязавшегося за ними москитного хохлофлота.

В общем солдаты НАТО опять виноваты?

Нет конечно, вы невиноватывае ниучом, вы просто легли под США и подмахиваете.

Там в тексте указан населенный пункт где произошла авария. А фамилия террориста из Керчи ни об чем не говорит о причинах аварии в Мурманске?

Для современного флота нужны технологии - которых в России просто нет. Но это еще пол беды. Главное, что в России не менялся подход к модернизации производства, который застрял на рубеже 60-х годов. Вот и поэтому эффективность труда на таких предприятиях крайне низкая, зато коррупционная составляющая крайне высокая.


Это что, Китай, значит, за 20 лет не только ненужные авианосцы научился строить, но и плавдоки для их обслуживания?

Они просто отстали от нас в социальном развитии. Поколение Ельцинов, Чубайсов, Сурковых у них ещё даже не родилось, а нас одни вовсе ушли, а некоторые ещё на пенсии. Государственной.

Странная статья.

С одной стороны -- в начале очень правдоподобный разбор возможных причин аварии.
С другой, во второй половине статьи идет лютый журналистский бред.
Про "батопорты" уже сказали. Но есть перлы и круче:

Чтобы герметично заделать пробоины ниже ватерлинии, доку... понадобится другой док -- автор статьи никогда не слышал про кессоны :-)

Такое ощущение, что по первой части журналиста кто-то консультировал -- а вторую он высасывал из пальца в соответствии с собственным разумением

Такое ощущение, что у тебя просто пригорает от осознания того простого факта, что Великая Энергетическая Супердержава в полной жопе, раз такое творится даже на стратегически важных предприятиях. Но статья действительно имеет один существенный недостаток - скромно опускает тот факт, что единственный авианосец Великой России остался без хода и поставить его обратно на ход негде.