Предыдущий пост Распространить тоталитарную пропаганду Следующий пост
Хождение по мукам. Гламурная клевета
Швондер
colonelcassad


Писательница Светлана Замлелова о новой отечественной киноподелке.

Гламурная клевета

Что такое пошлость? Это когда возвышенное низводится до низменного, когда никчёмное объявляется значительным, когда главное подменяется неглавным, когда обывательское представление о жизни занимает место мудрости, а сентиментальность – место чувств и раздумий. Пошлость – это когда из серьёзной книги о сломе эпох, об умирании старого мира и мучительном рождении нового, об исторической смуте, где люди не могут понять себя и совершающееся вокруг, делают гламурный боевичок с элементами семейной саги и мелодрамы. А потом представляют на одном из центральных телеканалов как «Проект года», а провалившую главную роль актрису награждают премией «Событие года» за достижения в области кино и телевидения.

Гламура в сериале по роману А.Н. Толстого «Хождение по мукам» так много, что получилась пошлость в квадрате. Чего стоит приглашение от поэта Бессонова «на презентацию книги». А винтовка Мосина, стреляющая автоматной очередью, а лопаты, как будто вчера купленные в «Леруа Мерлен», а беженка, хоронящая своего младенца в аккуратненьком гробике…
Впрочем, чтобы понять происходящее в современном мире, нужно уяснить, на что происходящее нацелено. Рассуждения, например, на тему «Что было бы, если бы не большевики…», кажутся лишёнными всякого смысла до тех пор, пока мы думаем, что цель этих рассуждений – разобраться в событиях столетней давности. Как только мы допускаем, что рассуждающие преследуют другую цель – например, манипуляции – всё сразу встаёт на свои места и больше не кажется бессмысленным. То же самое и в отношении современного российского искусства – литературы или кино. С точки зрения искусства, трудно понять, зачем нужно тиражировать косноязыкие, лишённые смысла книги и прочую творческую беспомощность. Но если допустить, что всё это делается с целью воспитания «квалифицированного потребителя», лишённого как вкуса, так и навыка рассуждать и воспринимать прекрасное; воспитания человека примитивного, не имеющего ни высоких запросов, ни привычки допытываться до сути вещей, тогда опять же всё встаёт на свои места.

В эссе «О духовной жизни современной Америки» европеец К. Гамсун обозрел религию и литературу, театр и журналистику, философию и живопись Североамериканских Штатов и нашёл их до смешного убогими. Не прошло и ста дет, как всё это коснулось и самой Европы, а чуть позже пришло в Россию. Случайно ли это? Или Америка в очередной раз удачно экспортировала свой опыт, теперь по воспитанию «квалифицированного потребителя»?

Эти вопросы навеяны новым российским «киношедевром». В качестве потерпевшего оказался А.Н. Толстой, 135-летний юбилей которого отмечается в самом начале 2018 г. Так что время для показа «Хождения по мукам» было выбрано не случайно – аккурат между столетием революции, началом Гражданской войны и юбилеем автора, посвятившего тем событиям роман-трилогию.

Сериал вызвал много нареканий. И действительно, с точки зрения искусства кино – сериал получился плохим. А главные роли в фильме откровенно провальными. У Толстого героини описаны ярко и недвусмысленно. Перед нами две красавицы. Мягкая, податливая, простодушная Катя и вспыльчивая, задумчивая, порой чрезмерно строгая к себе и окружающим Даша. Именно так и воспринимаются героини предыдущих экранизаций – Г. Рошаля (1957-1959) и В. Ордынского (1974-1977) – в исполнении Руфины Нифонтовой и Нины Веселовской, Светланы Пенкиной и Ирины Алфёровой соответственно. Новый сериал решил, очевидно, сломать шаблоны красоты. Конечно, кто-то скажет, что красота – понятие субъективное. Пусть так. Но в отношении грации, манер, пластики, изящества двух мнений быть не может. И если актриса, играющая красавицу, ходит в кадре семимильными шагами, не держит спину и голову, растопыривает локти, то эстетическое чувство зрителя может и пострадать. В фильмах о современности Ю. Снигирь и А. Чиповская смотрелись бы и, вероятно, смотрятся вполне неплохо. Но красота начала XXI века – совсем не то, что красота начала века XX. Это же относится и к мужскому составу фильма. Например, поэт Бессонов описан у Толстого как человек «отталкивающе красивый». Такое впечатление могли передать и В. Давыдов в 1957 г., и М. Казаков в 1974 г. Но в 2017-м уже не получилось…

Кроме того, задача актёра – создать на экране образ, чтобы зритель понимал, кто перед ним. И попадание в образ, то есть точная передача задумки экранизируемого автора, связано с мастерством и дарованием как актёра, так и режиссёра. В предыдущих экранизациях, решённых совершенно по-разному, ни в чём друг на друга не похожих, актёры прекрасно справлялись с поставленными задачами. Зритель не просто понимал характеры героев, но и наблюдал происходящую в каждом внутреннюю борьбу, бросавшую мучившихся непониманием людей из огня да в полымя. В новом фильме всё совершенно иначе. Старшая сестра Катя в исполнении Ю. Снигирь – это отнюдь не томная, нежная красавица, никогда не повышающая голоса. Это – офисный работник, руководитель отдела продаж, замученная клиентами, нервной работой и порядком уставшая от мужчин и беспорядочных связей. Младшая сестра Даша в исполнении А. Чиповской – рядовая сотрудница той же фирмы, очень гордая тем, что получила ответственное задание от начальницы, но вообще-то слабо понимающая, что происходит вокруг и, как инфузория, реагирующая только на уколы.

Все драматические сцены сыграны непременно с надрывом – с каким-то вымученным, болезненным, преувеличенным, порой неуместным и неестественным страданием. Актёрским мастерством даже не пахнет. Чуть что – и все истошно орут с интонациями рыночных торговок, многие сцены похожи на выяснение отношений обитателей Черкизона или братвы из 90-х. А встреча героев А. Мерзликина и Д. Дюжева – это вообще смычка «Бумера» с «Бригадой». Впору задуматься вот о чём: искусство, как известно, отражает свою эпоху. И российское кино в этом смысле – не исключение. В 90-е у нас снимали фильмы о бандитах и проститутках. В 2000-е темы изменились, а вот манера игры – нисколько. Не оттого ли, что и сами мы нисколько не изменились внутренне? Не оттого ли, что кругом не меньше бандитов и проституток? Пусть даже и закамуфлированных под приличных людей.

Новый сериал не стал чем-то особенным. Поверхностная игра, поверхностное прочтение книги… Акцент всегда делается на внешний эффект, переживания героев тоже поверхностны и даже примитивны. В романе Даша прогоняет Телегина вовсе не потому что он якобы виновен в гибели ребёнка. Её чувства гораздо сложнее и глубже. Даша чувствует, что и сама как будто умерла вместе с маленьким сыном, и такая, мёртвая, ненавистна самой себе, да ещё мешает жить мужу. Но в сериале события подаются с гламурной простотой: муж не встретил, а значит виноват. Вердикт: не нужен! С таким подходом не только трактуются сцены романа, но и дописываются новые линии. Многое в романе упущено, зато ещё больше навыдумывано отсебятины. Причём граница между авторским сюжетом и отсебятиной видна невооружённым глазом. Чего стоит хотя бы поэт Бессонов, отправленный Толстым в мир иной ещё во время мировой войны. Но в фильме Бессонов прямо посреди театра военных действий живёт, как Робинзон Крузо, в каком-то шалаше, потом милуется с гуцулкой, а потом, когда внезапно объявляется муж гуцулки и её убивает, Бессонов убивает этого самого мужа. При этом лицо его покрывают кровавые брызги, но не стирая крови с лица, он хоронит гуцулку с мужем в одной могиле глубиной до колена. А. Шагин, играющий Бессонова, загадочно щурится, криво ухмыляется – словом, вовсю изображает демоническую личность, вызывая у зрителя чувство какой-то неловкости.

А Жадов – однорукий бандит? Учитывая, что Жадов действует в компании супруги, получилось нечто среднее между Одноруким бандитом и Бонни с Клайдом. Видимо, создателям фильма понравились эти образы – такие понятные современному зрителю – и они решили развить линию. Так что нападения и ограбления продолжаются вплоть до последних кадров. Доходит до абсурда – ну зачем, к примеру, опытным налётчикам, привыкшим грабить ювелирные магазины, нападать средь бела дня на Пролеткульт? Что можно взять в этом заведении? Хлебные карточки? Реквизит? Если уж создатели картины не могли обойтись без Однорукого бандита или русских Бонни и Клайда, то стоило бы ввести в сюжет Человека-паука, Женщину-кошку или, на худой конец, Железную маску – чтобы современному зрителю было понятнее и занимательнее.

А Савинков, лично отправивший Дашу убивать Ленина? Дашу, которая не умеет стрелять и которую приходится учить этому полезному навыку. Что, в «Союзе защиты родины и свободы» некому выстрелить? И вот эта дамочка – в шляпке, перчатках и с ридикюлем является, почему-то не привлекая к себе внимания, на завод, где выступает Ленин. Потом на фоне какого-то мартена ручками в нитяных перчатках тащит из сумочки пистолет. Стрелять в вязанных перчатках – это всё равно что носить воду в решете. Из вязанных перчаток норовят выскользнуть даже лёгкие предметы. А у нашей героини не выскальзывает тяжёлый, гладкий пистолет. Вокруг же никто ничего не замечает, как будто рабочие завода привыкли к посещению дамочек в шляпках. И если бы не развязавшийся шнурок на ботинке Ленина (какой психологизм!), быть бы Ленину убиту.

А разные мелочи вроде банды «попрыгунчиков», сигающих через здоровенные заборы, или поголовно краснокосыночные работницы с вязанием на поэтическом вечере Пролеткульта…

После фильма говорили о том, что актёры не виноваты в плохой игре, виноват режиссёр. Может, и так. Но уж очень много появилось у нас виноватых режиссёров. А между тем актёров российского кино можно разбить на три условные группы. 1. Те, кто ещё способен на создание яркого, правдоподобного образа. 2. Те, кто не создаёт образ, но чья игра при этом не вызывает у зрителя чувства неловкости. 3. Те, кто играет, вызывая чувство неловкости. Актрисы, исполнившие в «Хождении по мукам» главные роли, могут быть смело отнесены к третьей группе. К первой можно причислить, пожалуй, А. Колгана (роль Н.И. Смоковникова) и С. Колтакова (роль Д.С. Булавина).

Вопросов после просмотра осталось много. Но вот о чём особенно хотелось бы спросить у создателей фильма: а почему место Крыма, где происходят важные встречи героев, за что полуостров назван в романе «Ноевым ковчегом», в сериале занял Ревель? Побоялись, что на Украину не пустят? Как же так! Такие фильмы снимаете, про такое время отчаянное, а бандеровцев испугались?..

Но все ожидания превзошёл финальный аккорд. Вдруг появились титры, оповестившие о дальнейшей судьбе героев: тот расстрелян, эта умерла в ссылке и т.д. Но последний кадр напомнил стихи Исаковского «Вдоль деревни»:

…Загудели, заиграли провода, –
Мы такого не видали никогда…

В самом деле, мы никогда не видали, чтобы фильм заканчивался белым экраном, на котором чёрными буквами написано: «Жива память о страшных страницах нашей истории». Спасибо, что напомнили, конечно. Только вот интересно: это вы под каждым фильмом, что ли, намереваетесь писать разные напоминания?

Вероятно, тут постмодернистская игра – смешение жанров и видов искусства, в данном случае, кино и плаката. По-своему, неплохая задумка: можно любой фильм начинать с призыва и призывом заканчивать. Например, «Улицы разбитых фонарей» вполне можно предварить словами: «Работник полиции, будь бдителен!», а после «Дня рождения Буржуя» написать на экране: «Культурно торговать – почётный труд!» И ведь сразу двух зайцев можно убить: тут тебе и кино, и социальная реклама. А если серьёзно, то закончить фильм такой пошлостью – это надо уметь. Писать прописные истины с пафосом, прикрывать высокопарностью то, что не смогли передать средствами кино – не проще ли было показать на экране текст романа?

Ещё до показа, благодаря рекламе, фильм успел вызвать раздражение. Мелькание эффектных, с точки зрения телевизионщиков, кадров, обещания невиданного зрелища и неизгладимых впечатлений – всё это нисколько не привлекало, а, пожалуй, даже отталкивало. Но крику-то было, шуму! А что в результате?.. Раздражением и недоумением сопровождался просмотр фильма вплоть до самого финала. Как отметил в интернете некий зритель: «это не художественный фильм, это издевательство над трагическими историческими событиями нашей страны». А ещё это клевета на А.Н. Толстого, никогда ничего подобного не писавшего.

Если создатели фильма не считают зрителей придурковатыми простаками, которым можно скормить всё, что угодно, то значит, именно над этим они и работают, ради этого и снимают свои странные фильмы. И с этой точки зрения всё вполне объяснимо. «Сейчас наша задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя», – сказал в своё время министр образования А. Фурсенко. Вот и выращивают всеми доступными способами.

Осталось только, следуя новой моде, добавить: «Больше читай! Не позволяй буржуазному кино засорять мозги!»

http://zamlelova.ru/kultura/all/article_558/ - цинк

PS. Я лично даже пытаться не стал, чтобы не портить впечатление от классической экранизации 70х. Как показали "Матильда", "Троцкий" и "Демон революции", снять хоть что-то толковое про начало XX века отечественные творцы категорически не в состоянии.

Подписаться на Telegram канал colonelcassad

Последние записи в журнале


промо centercigr 09:33, Среда 8
Разместить за 760 жетонов
Решили сделать сводный обновляемый пост, в котором будет отражаться наша работа по возможной точечной помощи подразделениям армий ДНР и ЛНР... Руководитель программы военно-гуманитарной помощи Донбассу МОО Вече, военный эксперт Центра военно-политической журналистики CIGR Владимир Орлов в ЛНР,…

Зачем додумывать злую волю по "воспитанию потребителя"? Всё гораздо банальней и проще. В мире российского кино на ведущих ролях всё обсижено посредственностями. Просто вот такие они и есть: пошлые и глупые. И пока нет здоровой конкуренции и свежей крови, пока отечественное кино будет сидеть на дотациях и не стремиться к самоокупаемости, всё так и будет продолжаться.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Вот смотрю уже ближе к середине. Даша - полная дура и одновременно редкая стерва. Но зато всей душой болеешь за Ивана Ильича, в надежде что он эту тупую ..ду бросит, а так как кино заявлено как по мотивам, то повод для такой надежды есть. Катя - мягко говоря, ну совсем уж слаба на передок. Соответственно, переживательно, что Рощину явно предстоит хлебнуть неприятных жизненных моментов намного больше чем в оригинале. Вообще, глубокие чувства оригинальных героев раскатаны в тонкий сексуально-гормональный блин. Проспиртованный зомби-поэт в галициском шалашном схроне - вообще за гранью добра и зла. Короче, с советским сериалом и рядом не лежало. Хотя если для сравнения за масштаб взять разницу между классическим и новодельным Тихим Доном, то даже смотрибельно, хотя и с тазиком.

Что ещё можно ожидать от государственных каналов, которые позволяют размещать рекламу о том, что какого-нибудь ребёнку необходимо собрать несколько сот тысяч на лечение, чтобы спасти его от смерти.

(Удалённый комментарий)
Каждый новый ремейк одного и того же художественного произведения ВСЕГДА был хуже предшествующего! Деградация очевидна!

Да ладно. Сериал "Хождение по мукам" 70-х, намного лучше фильма 50-х.

В выборе между глупостью или изменой обычно побеждает глупость.

Зависит от оплаты. Когда оплачено западом, то однозначно измена.

Вообще-в этом фильме Жадов, в исполнении Мерзликина, очередями не из мосинки стреляет, а из автомата Фёдорова.

тащемта из мосинки нельзя очередями стрелять например

душевная винтовочка доложу я вам... изячная аки лебедь...
вдумчивого подхода требует, да

 0[Ić8H0F[K^0'-hՈH!kr5'78HT?FBӰ=nzw~d

или музыкантами, писателями....
Кажется мы попали в период между эпохами. Ну просто нет шедевров или хотя бы потуг на что то такое эдакое особенное. все серое. "Гараж" или "Москва слезам не верит" конечно же не эпохальные яввения искусства. Но все согласятся, что очень талантливые.
А тут...автор правильно написала, что даже по первым кадрам, по рекламе, трейлеру уже не хочется приближаться к этой поделке подделке...
Вчера 16 декабря смотрел какую то несусветицу про декабристов, про востание, расследоание Бенкендорфа, которое случилось 14 декабря.
Трусят твари и только всего - только бы чего такого не сказать не показать, что бы прислужникам нукерам Путина не понравилось, чтобы не заложили. а то как же - ведь можно понять и как намек...
идиоты и дебилы.
Ладно, цензору - сейчас посмотрел мельком оно и проститтельно одна извилина как у овец Скотного двора Оруеэла - мы довольны, ОВЦЫ: - Мы должны хранить верность нашему Хозяину! Мы должны хранить верность нашему Хозяину! так должн быть, наполеон всгда прав.
Но тут вроде бы власть предержащая не заставляет и говорят, что цезуры нет...ан нет надо вперед чем кто что то подумает состярпать так чтобы и мысль не возникла...
А вы знаете как мысль возникает?
Из какого навоза стихи растут?
Все та же марксистки ленинински примитивно детерминированная диалектикак эклектика которую тупо талдычили 70 лет и развалили такую прекрасную страну.
так а как надо?
Говорухин еще в сам начале перестройки сказал Говори!
Так говорите, пишите, делайте кино честно правдиво, не подстраиваясь к Владимиру Влажимировичу.
Что если он отмазывает и по головке гладит Сечина, а Навального даже имени не хочет сказать и сравнивает его с Саакашвили, то это истина в последней инсатнции. Он что ошибаться не может?
а кто еще не читал/слушал Скотный двор очень советую полезно будет https://audioknigi.club/oruell-dzhordzh-skotnyy-dvor

Edited at 2017-12-17 01:06 (UTC)

Re: Каждая эпоха отличается или гениальными политиками

"Вчера 16 декабря смотрел какую то несусветицу про декабристов"
А, например, советская трактовка тех событий, это что было? Истинная правда?

лично я начал было смотреть но не асилил))

Полный пипец наступит скоро!

Вы уже заражены бациллами Общества потребления, распространителями коих как раз и являются киноподелки. Хотя то, что не асилили, может и показывает, что у вас есть иммунитет?
А полный пипец наступит, когда в эти киноподелки рекламу начнут вставлять.

как и предполагалось

ничего хорошего не получилось. Очередное дерьмо. Это просто тенденция. Актёры плохо играют, режиссёр плохо ставит и когда это совпадает, получается дерьмо в квадрате)

Edited at 2017-12-17 02:00 (UTC)

В поганое время живём.

Любая никчёмная бездарность или просто сволочь при либерализме вполне себе может стать каким-нибудь наночубайсом.
А если эта бездарность или сволочь к тому же ещё и антисоветчик, то капиталист, глядишь, ещё и на довольствие его поставит.

Edited at 2017-12-17 05:00 (UTC)

Слаборазвитые обыватели считают ценностями реальности из начала последовательности развития человека и общества, это: религии, традиции, права, гадания, астрология, приметы, сплетни, разврат, карьеризм, обогащение, эгоизм, национализм, авторитеты, власть, закон…
Развивающиеся личности считают ценностями реальности из конца последовательности развития, это: активная жизнь, усовершенствования, изобретения, открытия, творчество, возвышение себя, своей семьи и своего коллектива.

Какую-то либеральную ахинею понаписали.

Свалили всё в кучу, авось что-нибудь проскочит?

Это вы очень кстати Гамсуна вспомнили. Чтобы еще раз показать, что хороший вкус часто присущ людям сомнительных нравственных качеств. И наоборот. Пошлая Америка была нашим союзником во Второй мировой войне, а умница Гамсун поддерживал фашистов. Не отсюда ли его неприязнь к Америке, кстати?
И да, мне кажется, что книги Алексея Толстого - чтение не бульварное конечно, но все же вполне такое, что забабахать из него гламурную киношку это самое оно. Хотя конечно, если для автора поста Алексей Толстой - верх философской мысли, то ему должно быть обидно:) Не переживайте - Алексей Толстой - Пикуль тех лет.:) Не надо подходить к нему так уж серьезно.

То что Алексей Толстой не Бунин, это понятно. Но то что получилось, совсем уж за гранью.

Тут 2 возможности:

Или они сами "придумали" эту чушню.
Или им "спланировали" с запада.
-
В любом случае получилось очередное говно.
И думать, что это окажет какое-то воздействие - значит переоценивать этих бракоделов.
Фигня - она и есть фигня.

3-я возможность - прикрыть источник этой "чушни".

Вся эта унылая бездарность и гнусная ложь, коим по недоразумению называется "новое российское кино", снимающее про советский период, создано на деньги капиталистов при посредничестве либеральных креаклов со светлыми лицами. Естественно, что любой качественный продукт, снятый достоверно с исторической точки зрения про эпоху социализма, а в особенности про события времён товарища Сталина, является для капиталистов очередным стальным гвоздём в крышку их давно смердящего гроба в гламурной упаковке.

Edited at 2017-12-17 07:13 (UTC)

"А разные мелочи вроде банды «попрыгунчиков», сигающих через здоровенные заборы"
Справедливости ради, про попрыгунчиков у Толстого есть. Собственно, из-за них Даша и потеряла ребёнка.

Думаю, автор статьи читал текст ещё более тщательно, чем вы. Дело в том, что в сериале банда показана в стиле мультяшных человеков-пауков, то есть не реалистично, сигающих через заборы. Это сделано нарочно! В романе - реализм описания 18-го года, почитайте про попрыгунчиков.

"ГОВНОКРИТИКАМ"

Ув. говнокритики, прежде чем, обсирать очередную экранизацию, продемонстрируйте, чего добились вы в этой сфере. Снимите лучше, а потом уже кидайтесь говном.

По поводу винтовки Мосина, "стреляющей очередью".
"Писательнице" предварительно надо было изучить мат.часть.
Это была не винтовка Мосина, а Автомат Фёдорова, 2,5-линейная автоматическая винтовка Фёдорова.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Автомат_Фёдорова

Погоны у офицеров опять криво пришиты?!!

Идиотизм.

Re: "ГОВНОКРИТИКАМ"

По поводу, "снимите лучше, а уже потом кидайтесь говном" - мимо кассы. Если Вам подадут в ресторане пересоленое и пережареное мясо, а после ресторана попадется таксист "дорогу покажешь", задумайтесь, как Вы сами проявили себя, как шеф-повар и как таксист.

(Удалённый комментарий)
Борис, в дополнение - ремарка на историческую тему:
https://prilepin.livejournal.com/948333.html#comments

Эрзац продукты питания, эрзац продукты кинодельцов от якобы кинокультуры, эрзац власть...... ничего хорошего уже не будет.

?

Log in

No account? Create an account