?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Распространить тоталитарную пропаганду Написать анонимный донос Следующий пост
Общество, буксующее на пути к ноосфере
Основной
colonelcassad


Иванс Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, основатель и издатель интернет-издания «Частный Корреспондент», об управлении знаниями, их открытости и доступности для современного общества. Выступление на Экспертном клубе ВЦИОМ «Платформа».

1. Общество, буксующее на пути к ноосфере

В 1943 году академик Вернадский отправил Сталину пророческую телеграмму. Он утверждал, что наступит информационная эпоха, когда принципы ноосферного общества (то есть, общества знаний) начнут определять развитие человечества. Главным двигателем развития общества к ноосфере будет научное знание. Вернадский открыл для себя идею ноосферы, было ли это видение или интеллектуальный прорыв, в 1920 году в Крыму во время тяжелой болезни. Кругом кошмар: белые бегут, красные наступают, корабли тонут, вокруг убивают людей. И среди этого хаоса Вернадский осознает, что эволюция общества происходит от геосферы через биосферу к ноосфере. В 1943 году он пишет об этом Сталину, но резолюцию телеграмма не получает.

Предсказание Вернадского сбылось. Информационное общество, действительно, возникло. Накоплены огромные научные знания и каждый день они прирастают.

Но есть одна проблема: в ядре нашего общества действуют силы, чужеродные обществу знаний. По важнейшим характеристикам они остаются «средневековыми». Главного качества, которое отличает современное общество от средневекового, у нас по факту нет. Что это за качество? Наука, та стихия, которая двигает общество вперед. Но научное знание у нас – это товар, который находится в закрытом доступе и которым торгуют через интернет. Чем качественнее информация, тем плотнее закрыт к ней доступ. В открытом доступе настоящего научного знания в интернете нет.

Люди по-прежнему живут как бессмысленные микробы, они не в курсе, что происходит в науке. Интернет не только не освободил научное знание для общества. Интернет так изменил структуру коммуникаций, что «личность» оказалась выбита из ее ядра. Скорость обмена сообщениями и информацией сегодня так высока, что люди не успевают индивидуализоваться, выработать свою личную точку зрения. Коммуникация приобрела волновую природу, в которой люди действуют как обезличенная сила. Действуют, как правило, на основе ошибочных или стихийных вводных, не связанных с научным знанием.

Научное сообщество у нас изолировано от серьезного влияния на общество и выбор путей его развития. Исчезновение фактора «личности» как центра информационно-коммуникационной среды разрушило ту структуру, которая позволяла интеллектуалам выжить. Прежде считалось, что человек может в себе личность сформировать, у человека может быть личное мнение. Многие и теперь так думают. Но в реальности это не так — формированию личного мнения мешает общественная среда. Знания, которыми ученые оперируют, противоречат установкам безликого, «волнового» большинства. И установки большинства насаждаются сегодня также и среди интеллектуальной элиты. Действует принцип реакции, который против знания применялся с древности. Так осудили Сократа: «Неизвестно, что ты хотел сказать, но если ты усомнился в наших богах и наших мифах, ты должен умереть».

Вся эта групповая динамика общения – не современная, а «средневековая». В том смысле, что она носит символический характер. Она не имеет отношения к реальности, так как не имеет отношения к знанию о реальности. Она имеет отношение к символам, календарю, совместным ритуалам. Эта культура герметична. Люди, социализованные в «средневековую» культуру, не могут из нее выбраться.

2. 20 миллионов «агентов Смитов»

Я считаю, что Россия неуправляема, и это страшная правда. Сейчас даже сверху невозможно пробить сопротивление среды. Это система, которая состоит из 20 миллионов троечников. Им вообще плевать на все. Они просто пишут бумажки, рисуют фиктивные «левые» отчеты. Есть просто 20 миллионов троечников, которых можно убрать, только воспитав новое поколение и максимально обеспечив его информацией.

Люди, которые могли бы умножать знания, работают на фальсификацию знаний.Люди, которые могли бы собирать источники, новую информацию и вкладываться в ноосферу, вкладываются в создание особой сферы оборота капитала. Фальсификация образовательного и научного статуса – это особая система обращения капитала. Здесь вращаются большие деньги. Сейчас реклама изготовления курсовых и дипломных работ — у каждого студента в телефоне, на каждой сетевой странице. Поисковые контекстные серверы предлагают их людям студенческого возраста – это основной доход поисковых систем в сфере образования.

Каждый третий диплом сдается два раза. Минимум 30% процентов людей, сертифицированных как специалисты, не являются специалистами (каждый третий защищенный диплом содержит некорректных заимствований более 50%). У них нет навыка самостоятельного поиска источников. Соответственно, они никогда не будут поддерживать новаторские концепции, никогда не будут поддерживать ничего осмысленного, потому что они не способны в этом разобраться и занять позицию. Они в принципе не способны сориентироваться в мире знания. И это практически весь средний менеджмент.

В России 20 млн человек, составляющих управляющий класс, не имеют представления, чем занимаются. Они находятся на разного уровня должностях. Но не ощущают себя специалистами. Они не могут разговаривать на равных ни с кем. Ощущают себя винтиками в этой машине. В этой ситуации для них единственный авторитет – четкое конкретное указание. По этой причине эти люди управляются только спецслужбами. Никаких других авторитетов для них не существует. Либо агенты спецслужб, либо работают в ситуации, выстроенной спецслужбами, либо подчиняются их логике. Они – «агенты Смиты», наводнившие всю систему управления.

У этих людей есть специальность – они специалисты по подделке отчетности. У нас их 20 миллионов, которые построили карьеру на том, что они постоянно гонят всякую «левоту». Если они тренируются сдавать фальшивые отчеты со студенчества, они и дальше будут покупать отчетность. Никаким другим путем проблему они не умеют решить. Ведь человек за свою жизнь не встретил носителя знаний. Ни разу не видел нормальных источников. Не знает, что такое научный журнал, и не знает, как в нем искать статьи. Не знает, какие специалисты есть в области, где он занимается проектами. Поэтому проекты в сфере государства у нас такие слабые. Как вы думаете, по закону Яровой была экспертиза хоть какая-нибудь?

Но этот мир скоро будет снесен. Существование «работающей» системы фальсификации – это база для отвержения самой необходимости доступа к знаниям и культуре. Снос их системы должен начаться со слома существующей модели образования – блатного, показного и фальшивого. За деньги или за услуги вы можете получить диплом вуза. Потом без единой письменной работы — статус специалиста, бакалавра, магистра. Потом аспиранта, кандидата, доктора. У нас около 800 тысяч диссертаций с авторефератами и миллион дипломов в год. Все это закрыто для свободного ознакомления, потому что каждый ректор хочет спрятать следы. Это все должно быть уничтожено как главное препятствие для создания общества знания.

3. Открытие «несуществующих» материков

Социальная задача движения к обществу знания — противостоять информационному неравенству. Это имеет огромное значение с точки зрения развития общества к ноосфере. Информационное неравенство будет только углубляться, если все останется по-прежнему. Люди, социализированные в герметичную, символическую, ритуальную культуру, отрезаются от научного знания. А имеющие доступ к информации, могут его расширить и улучшить, узнать больше нового, используя все возможности современной сети.

Единственный стратегически верный ход — последовать совету Вернадского.Сделать открытым доступ к научной информации и создать механизмы, помогающие ее максимальному распространению. Как в 1920-е годы, мы находимся перед просветительской задачей. Сама задача уже декларируется государством в явном виде. Она занесена в основы культурной политики, ставилась на заседании Совета безопасности.

У нас есть два пути, двигаться по ним надо одновременно: 1) реформа авторского права и 2) реформа образования. Образовательная реформа и реформа в сфере авторского права идут вместе. Это минимальный социальный инжиниринг, который необходим для движения вперед.

1) Путь реформы авторского права заключается в том, чтобы как можно полнее открыть:

— источники знаний — научные статьи, книги, журналы, в том числе иностранные;

— результаты работы с этими источниками — дипломные работы, диссертации и все остальное.

Прежде всего нужно открыть доступ к продукции издательств, российских и иностранных. Мы предлагаем выкупить в открытый доступ все книжки, которые есть у научных издательств, чтобы в Российской Федерации каждый мог иметь открытый доступ ко всем библиотекам. По моим оценкам, миллионов за сто евро можно купить все коллекции научных книг, которые есть в мире на иностранных языках. Это была бы сделка нового формата, частью ее стало бы разрешение для России переводить и публиковать на русском языке в открытом доступе любые книжки, которые мы захотим перевести. Работой по покупке прав уже занимается консорциум НЭИКОН. Они покупают научные журналы для России.

Результаты работы с источниками люди должны публиковать открыто. Тогда человек репутацией отвечает за их качество. Речь идет о создании живой среды, где знания пускаются в оборот и умножаются в открытом доступе на русском языке. «Единое пространство знаний» — чеканная формулировка, она уже продвигается везде. Такая среда обеспечит потребность общества в знаниях. Также это позволит защитить личность. Публикация как инструмент контроля качества работает лучше, чем проверка, потому что стимулирует через долгосрочную личную и репутационную ответственность за результаты интеллектуальной деятельности. Это позволяет противостоять размывающей личность логике «электронной толпы».

2) Главное положение реформы образования – квалификация должна быть подтверждена. А общество, со своей стороны, должно предъявлять реальный запрос на качественные научные работы, а не на халтуру и фальшивки. Инструментом общественного контроля за научной добросовестностью послужит «Антиплагиат» или его аналоги.

Усложняя квалификационные требования, мы должны дать доступ к источникам информации. Придется учитывать в работе всю открытую литературу. Источники будут открыты, а в Гугле и Яндексе попадаться по ключевым словам. Сейчас для молодых людей, которые считают, что в интернете есть все, этих материков просто не существует. Они не знают, что по их темам выходит научная литература, что интересующие их вопросы исчерпывающе разобраны. Они могут не догадываться о том, что есть люди, которым этим занимаются. Они строят свою картину мира и пишут свои работы, исходя из тех скромных знаний, которые могут списать у соседа или в других дипломах.

При подготовке работ они смогут пускать в оборот ценные знания. Компиляция не проблема, если вы оставляете следы, если честно ставите ссылку. Это называется цитированием. Для квалификационной выпускной работы этого достаточно, человек всего лишь должен показать, что он квалифицированный специалист. Он нашел источники, проанализировал, составил себе представление о предмете и защитился.

Показательная дилемма. Все проблемы сложнее, чем о них принято думать. Но это не значит, что они не имеют решений. Они имеют решения, но для хорошего решения нужно создать хорошие условия. Тогда даже «неисправимые» перекосы можно пустить по полезному руслу.

Примером послужит работа, выполненная на заказ. Можно ли считать, что она оправдывает квалификационный сертификат? Конечно, нет. Но мы не можем изжить проблему полностью. Даже если все научные источники будут открыты, даже если вас будет учить хороший преподаватель, может так случиться, что вы поленитесь писать работу и закажете ее за деньги. Заказные работы, как правило, очень плохо исполнены.

Если качество работ под контролем, вы закажете знатоку. Допустим, его заинтересует ваша тема. Он напишет сумасшедшую, прекрасную работу. Пусть вы, в своем поколении, умножите число людей с недостоверной специальностью или степенью. Но сама работа будет открыта и доступна всем. Любой, кто хочет знать тему, получит в качественном исполнении бесплатную электронную книгу, которая построена на новых источниках.

Это «меньшее из зол», потому что будет решена главная задача — доступ к информации для следующего поколения. А общество ноосферы станет более близким будущим.

http://nooregistry.ru/news/sistema-troechnikov-budet-snesena-588216b85f1be7136a02758f - цинк

PS. Несмотря на обилие традиционных либеральных пассажей вроде "20 млн. неправильных людей", стоит отметить ряд вполне себе рациональных идей, которые касаются реформы системы авторского права в сторону его либерализации, расширения доступа граждан к информации (включая интересную идею связанную с государственной программой по закупке и выпуску в открытый доступ научной литературы), совершенствование системы сертификации научных знаний связанных с защитой диссертаций и борьбой с халтурой выдаваемой за научные работы. В свое время сам пережил некоторый крах иллюзий на тему высшего образования, когда выяснилось, что в современных условиях зачастую форма оказывается важнее содержания, хотя по идее должно быть наоборот. Большое количество правильно оформленных и проставленных ссылок и сносок в соответствии с методическими указаниями порой способно компенсировать достаточно скудную новизну работы, так что тут проблема остается, даже если работа выложена в открытый доступ, хотя конечно в данном случае открытый доступ на мой взгляд предпочтительнее, так как очевидно это позволит снизить коррупцию в системе высшего образования.

Подписаться на Telegram канал colonelcassad

Записи из этого журнала по тегу «наука»


Buy for 760 tokens
Название: "Ее высочество в бегах". Форма: роман. Статус: в процессе написания. Дедлайн: начало декабря 2019 года. График выкладки: понедельник, среда, пятница. Жанры: детектив, фэнтези, лавстори. Аннотация: Убегая из дома, ее высочество Пенелопа надеялась на приключения,…

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Первый вопрос: зачем у Ивана голая грудь?
Со вторым вопросом пока подожду.

Edited at 2017-01-21 12:04 (UTC)

Может быть у него астма. Тогда, чтобы не провоцировать кашель, он несознательно уменьшает любые помехи дыханию. Например, такие как давление одежды на грудную область и прочее.

Edited at 2017-01-21 12:46 (UTC)

Глупости. Нет никакой ноосферы. Носителями общественного является само общество посредством совокупности личностей, воспитываемых обществом. Личность - это не общество, как отдельная молекула не есть еще вещество, следовательно не проявляет своих свойств вещества.
Мышление, речь, язык, знания - это все продукты общества на протяжении любого времени с момента когда люди начали трудиться вместе.

А то что нам ранее задвигают про эту дичь (информационное общество), это обычно имеет под собой манипулятивную основу, что люди живут в одной информационной среде и можно управлять большими массами и создавать нужную реакцию общественности. Там Бернейс писал о пропаганде, Лебон, Фрейд, Юнг, Аронсон и пр.


А то что знания должны быть общедоступны само собой разумеется, просто буржуазное общество с тоталитаризмом частной собственности на все в качестве личностного "роялити" противоестественно общественной природе. Не случайно появилась, как необходимость, такая тенденция как опен соурс.

Edited at 2017-01-21 12:12 (UTC)

Если все знания будут общедоступны,то социум полностью утратит управляемость.

Странное представление про ноосферу. Если кому-то кажется, что мало новизны, то в ДНК 80% ее кода называют мусорным.
Копирование уже известного, копирование бесконечнократное - одно из условий жизни генов.

Одно понятно, наркотики - это зло!!!

В открытом доступе должны быть не только диссертации, но и научные статьи.
В этом смысле очень помогает в работе проект sci-hub - маленькая капелька в дело строительства коммунизма :))

(Удалённый комментарий)
Ноосфера - типичное оккультно-изотерическо-нью-эйджевское словечко. Это все из области баек про "эру Водолея". Вот где мракобесие надо искать! Тоже мне, знание - сила.

Можно вспомнить также и "полевые структуры" с "информационными потоками". Ну а "сайентология" - это уже классика. Проникновение оккультистов в околонаучную среду некоторые ошибочно считают обычным шарлатанством, но, по-моему, это намного страшнее. Эти уж точно попытаются "вывести" новый сорт, так сказать, людей.

Тогда уж логично закупать для свободного доступа и произведения искусства: книги, фильмы.Только вот где денег взять!?

".. В открытом доступе настоящего научного знания в интернете нет. .."

Известный журнал Nature опубликовал рейтинг самых влиятельных людей в области науки. На первом месте оказался создатель пиратского портала научных статей казахстанка Александра Элбакян. Именно она создала Sci-Hub, нарушающий авторские права многих ученых.

Биолог прославилась созданием пиратского интернет-портала Sci-Hub. Он был создан еще в 2011 году по причине необходимости платить за доступ к научным публикациям, пишет Vistanews.

Она акцентировала внимание на том, что далеко не каждый может позволить себе подписки на дорогостоящие научные журналы. Благодаря сервису Sci-Hub ученые со всего мира могут следить за интересной информацией, открытиями и мнениями специалистов. Каждый месяц там публикуется около 40 тысяч статей различного направления.

З.Ы. Разумеется её пытаются показательно выпороть и сайт закрыть - но пока ничего не получается (из России выдачи нет), пользуйтесь пока можно.



Edited at 2017-01-21 12:20 (UTC)

Засурский врёт или сам не в курсе

Кроме Sci-Hub, есть LibGen (в т.ч. научно-техническая часть), Google Scholar и другие. А статьи годичной давности большинство издательств выкладывают сами: буржуи поступают по принципу "не можешь победить - возглавь".

(Удалённый комментарий)
У пуйла абсолютно всё фейковое - его патриотизм, русофильство, забота о народе, имидж геополитика, внешность, дисертация наконец.
Походу он органически ничего кроме фейков не может выдавать.

Edited at 2017-01-21 12:46 (UTC)

Если из управленцев изгнать троечников и заменить их отличниками, то хаос будет неимоверный. Чистая наука и производство, как правило, весьма далеки друг от друга в повседневной жизни. Не все же на АЭС работают


Вы в курсе, что вузы готовят не только учёных, но и специалистов очень разного профиля? В том числе и очень прикладных специалистов, скажем инженеров-конструкторов или программистов. А также всевозможных экономистов, юристов, медиков, и кого только вузы не готовят.

1943 году академик Вернадский отправил Сталину пророческую телеграмму. Он утверждал, что наступит информационная эпоха, когда принципы ноосферного общества (то есть, общества знаний) начнут определять развитие человечества. Главным двигателем развития общества к ноосфере будет научное знание. Вернадский открыл для себя идею ноосферы, было ли это видение или интеллектуальный прорыв, в 1920 году в Крыму во время тяжелой болезни. Кругом кошмар: белые бегут, красные наступают, корабли тонут, вокруг убивают людей. И среди этого хаоса Вернадский осознает, что эволюция общества происходит от геосферы через биосферу к ноосфере. В 1943 году он пишет об этом Сталину, но резолюцию телеграмма не получает.

Вот всегда приятно заслушать экспертов.

Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа[en] (1870—1954), который трактовал её как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом, и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).

Видимо, академик Вернадский хотел попросить Сталина закрепить за собой авторские права на "ноосферу", об отмене которых в целом так печется профессор Засурский.

Однако, товарищ Сталин был принципиально против копирайта.

Обычный левацкий подход, взять и все поделить. и пофиг на право интеллектуальной собственности.
есть наука фундаментальная, а есть прикладная.
Если статьи по фундаментальной науке простой "ноосфере" просто непонятен, то прикладная наука в основном находится в собственности корпораций, и он так просто ничего не продадут.
В результате будет библиотека большая, но совершенно бесполезная.

по образованию. Примерно тоже самое. Где взять столько продвинутых контролеров? Которые будут оценивать?
Выход один, и проверенный веками, выдержка из нашей недавней работы:
"высшее образование зачастую становится не «трамплином» в жизнь, а способом оказаться невостребованным и пополнить собой ряды прекариата. Коммерческим образовательным учреждениям безразлично, насколько востребовано полученное образование на рынке труда, их задача просто продать некий образовательный «продукт». А за его качество и тем более за дальнейшее трудоустройство они не несут никакой ответственности. Все это происходит в русле либеральной парадигмы, что если человек купил что-то не нужное, то это его проблемы. Для изменения этой ситуации необходимо сделать три действия. Во-первых, прекратить деятельность коммерческих образовательных учреждений, где основной целью является только извлечение дохода для собственников этого «предприятия», убрать саму возможность заработка на образовании. Во-вторых, изменить критерии оценки высшей школы, и соответственно систему господдержки, сделав основным, процент выпускников, которые в течение трех лет смогли трудоустроиться по полученной специальности. Следует ввести личную ответственность руководства ВУЗов за предоставление некачественного образования. В-третьих, вернуться к системе профильных ВУЗов, где образовательная программа формируется предприятиями, предоставляющее дальнейшее трудоустройство. Так, например образовательными программами сельскохозяйственного института должен управлять совет представителей аграрного сообщества, а программами институтов связи – представители предприятий связи и других, связанных с ними, отраслей. Иначе через некоторое время страна получит ситуацию, когда все выпускники ВУЗов прямым ходом отправляются на биржу труда и пополняют собой ряды прекариата, что и происходит во многих европейских странах (в Португалии 100% выпускников ВУЗов не могут найти ни какую работу)."

Re: Левацкий подход

концепт "интеллектуальной собственности", в его нынешнем виде, в любом случае доживает последние десятилетия.. механизмы монетизации этой самой собственности вынужденно эволюционируют, а методы ее защиты безнадежно теряют эффективность

(Удалённый комментарий)