?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Распространить тоталитарную пропаганду Написать анонимный донос Следующий пост
Красно-белое кино
Основной
colonelcassad


Отличная обзорная статья о том, как изображали" белых" в советском кино.

Красно-белое кино.

Если кто-то помнит советский фильм «Кин-дза-дза» про планету Плюк, одноимённую галактику, и разделение жителей этой планеты на привилегированных чатлан и дискриминируемых пацаков, то там был такой момент: после рассказа Владимира Николаевича о земных порядках плюканин ответил:

"У вас такой же оголтелый расизм как у нас, только власть захватили пацаки».

Разговаривая ныне с молодёжью на тему кинематографа в целом и отображения переломных исторических моментов истории (таких как Гражданская война) в частности, видишь отличие подходов к этой теме у советского и современного кино, и понимаешь, что «мышление плюкан» уже надёжно вбито в головы. Поколение, выросшее после уничтожения Союза, и вправду не видит разницы в подходах, и когда речь заходит о современных фильмах и демонизации красных в кино, в ответ лишь пожимают плечами — при той власти демонизировали белых, сейчас красных — всё логично.

И правда, молодое поколение практически не знает советского кинематографа. Тем более большинства советских фильмов о Гражданской войне. С одной стороны, вроде всё просто: имеется интернет — заходи и смотри, с другой — столь многое теряется в информационном шуме, что даже искренние ценители советского кино порой забывают о многих картинах. Красноречивый факт: зайдя на любой киносайт к каждому по отдельности советскому фильму на эту тематику, обязательно увидишь два, три, а то и больше комментариев: «Как такой фильм прошёл строгую партийную цензуру? Наверное, это единственный фильм, где белые показаны не придурками и не злодеями».

Подобные заблуждения как могут поддерживают крупные газеты печатающие программы телевидения. Если случается, что какая-то из этих картин попадает в сетку вещания ТВ-канала, в газетной аннотации к нему обязательно будет присутствовать тот же тезис о «первом и единственном фильме без белых, показанных злодеями и придурками» и «картине, непонятно как пропущенной цензурой».

В этой статье ваш автор хочет напомнить, как в действительности Советская власть выражала в кино своё отношение к поверженному противнику. А также и познакомить широкий круг общественности со многими лентами, посвящёнными переломному моменту в нашей истории и истории всего мира.

Итак, значительные советские кинофильмы о Гражданской войне. Разумеется, список далеко не полный, потому что фильмов о Гражданской войне в советском кинематографе великое множество, и даже кратко пробежаться по ним — значит пытаться объять необъятное. К описанию сюжета картины вкратце добавляю образы белогвардейцев, восприятие и отношение к ним.

«Чапаев» (1934 год)

Фильм о легендарном красном командире Василии Ивановиче Чапаеве. Василий Иванович (Б. Бабочкин), Петька (Л. Кмит), Анка (В. Мясникова) — всё всем прекрасно известно.
Белые зрителю более всего запоминаются каппелевской психической атакой:
Красиво идут! Антилихенция!»

«Сорок первый» (1956 год)

По одноимённой повести Бориса Лавренёва, написанной в 1923 (!!!) году. Сильная буря настигла отряд красноармейцев в Аральском море. Из всего отряда с лодки спасаются лишь лучшая, имеющая на счету 40 убитых белогвардейцев, стрелок Марютка (И. Извицкая), и пленный белый поручик Говоруха-Отрок (О. Стриженов). Они вдвоём оказываются на острове, поселяются в хижине рыбка, и между ними вспыхивает любовь. Финал картины — на остров высаживаются белогвардейцы, поручик бежит навстречу своим, Марютка стреляет ему в спину, а затем рыдает над телом убитого возлюбленного. Поручик в кино изображён человеком со своей правдой. Офицер отряда белогвардейцев Кучковский (В. Захарченко) и сам отряд — жестоки.

«Неуловимые мстители» (1966 год), «Новые приключения неуловимых» (1968 год), «Корона Российской империи, или снова неуловимые» (1971 год).

Все три фильма хорошо известны. Из трёх картин теме статьи соответствует лишь вторая: в первом фильме противниками красных героев выступают бандиты, а в третьем события разворачиваются уже после Гражданской войны. Вообще третий фильм всегда считался самым неудачным из всей серии. Главные претензии были к излишне карикатурному изображению русской эмиграции. Наверное, претензии небезосновательны, однако, глядя на путешествие неких нынешних «претендентов на русский престол», да появляющиеся там и тут потешные «дворянские собрания», понимаешь, что советские кинематографисты не так уж и сильно перегнули палку. Остаётся фильм второй — там действие происходит во врангелевском Крыму. Штабс-капитан Овечкин в исполнении А. Джигарханяна — красив, умён, интеллигентен. Прекрасен поручик Перов (В. Ивашов), адъютант полковника Кудасова (исполнение им песни «Русское поле» берёт за душу), да и сам Кудасов (А. Толбузин) не вызывает отторжения. Из негатива разве что придурковатый солдат в исполнении С.Крамарова (перекочевавший из первосерийной банды), да такой же полковник в исполнении Е. Весника.

«Седьмой спутник» (1967 год)

По одноимённой повести Бориса Лавренёва (написана в 1927 году). В фильме основной мотив не сама Гражданская война, а вопрос — почему многие спецы старой России, лишившиеся всего вследствие революции, всё равно становятся на её сторону. Евгений Павлович Адамов (А. Попов) — генерал царской армии, профессор Военно-юридической академии. В 1918 году Советская власть арестовывает генерала, однако, затем отпускает. Не имея средств к существованию, генерал нанимается прачкой в тюрьму. Через время генералу предлагают послужить Советской России по специальности, и генерал оказывается на фронте, где попадает в плен к белогвардейцам. Узнав его прошлое, белые предлагают сотрудничество, однако Адамов отказывает:

— Тогда почему же вы не хотите служить в нашей армии? Кто же вы?
Генерал пожал плечами.
— Вы этого не поймете, — сказал он с тем же тихим презрением, с каким говорил когда-то с Приклонским, — не сможете понять… Когда огромное тело пролетает в мировом пространстве, в его орбиту втягиваются малые тела, даже против их воли. Так появляется какой-нибудь седьмой спутник… Но все равно — вы ничего не поймете, и разговаривать с вами я почитаю излишним, — закончил он, чувствуя, как вся кровь прихлынула к лицу от внезапной бешеной ненависти к этому оловянному солдатику, щурящему бессмысленные глазки заводной куклы»
Финал — генерала расстреливают, вместе с рядовым красноармейцем Кимкой Рыбкиным (Г. Штиль).

«Служили два товарища» (1968 год)

Гражданская война, врангелевский фронт. В фильме параллельно идут две истории: о красноармейцах Некрасове (О. Янковский) и Карякине (Р. Быков), получивших задание с аэроплана снять укреплённый район Перекопа и белом офицере Брусенцове (В. Высоцкий). Брусенцов показан трагической фигурой. Хотя в конце ленты он и стреляет в Некрасова, притом «просто так», с общей досады, дальнейшая его судьба — скоропалительный брак с сестрой милосердия (И. Савина), убийство любимого коня Абрека, с которым офицер не в силах расстаться, и самоубийство — вызывают у зрителя сочувствие.

«Адъютант его превосходительства» (1969 год)

Пятисерийная картина рассказывает о красном разведчике Павле Андреевиче Кольцове (Ю. Соломин), внедрившемся в штаб белых и ставшим адъютантом командующего — генерала Ковалевского. Генерал Владимир Зеноныч Ковалевский(В. Стржельчик) изображён интеллигентным, рассудительным военачальником. За исключением жестокого капитана Осипова (К. Желдин) и подпоручика контрразведки (Г. Гирдвайнис), остальные белогвардейцы также вызывают симпатию. Ключевой момент фильма — объяснения главного героя с мальчиком Юрой (А. Милокостный), сыном погибшего белого полковника. Юра догадывается, кем является Кольцов. Диалог с расставлением всех точек над «i» давно стал классическим:

— Пал Андреич…
— Да?..
— Вы шпион?
— Как ты думаешь, Юра: Владимир Зеноныч — хороший человек?
— Да! Очень!
— Мне он тоже нравится. И я совсем не против него, а против того, что он хочет сделать…»

«Рассказ о простой вещи» (1975 год)

По одноимённому рассказу Бориса Лавренёва. История про красного агента чекиста Орлова (А. Джигарханян), работавшего в подполье в городе, занятом белыми. Орлова разоблачают, однако, между враждующими сторонами заключается договор обменять чекиста на содержащегося в плену у красных атамана Чернецова (В. Васильев). В момент обмена Орлов убивает Чернецова, и сделка срывается. Герой снова в камере в ожидании расстрела. Финал — разговор чекиста с умным и рассудительным подполковником Тумановичем (М. Глузский), объяснение ему своего поступка. Из негатива — жестокий поручик Соболевский (О. Борисов).

«Макар-следопыт» (1984 год)

По мотивам повести Л. Е. Остроумова. Детский трёхсерийный фильм о приключениях мальчика Макара Жука, пробирающегося в Красную Армию, чтобы стать разведчиком. Действие происходит на деникинском фронте. В картине попадаются два придурковатых белых солдата (В. Ильичёв и А. Рудаков), они постоянно обводятся вокруг пальца Макаром и его друзьями. Для баланса имеется такой же недотёпа и среди красных — боец Сорокин (М. Семёнов), он появляется в третьей серии.
Белый штабс-капитан Чёрный в исполнении гениальнейшего Олега Борисова — это, как говорится, наш выбор. Хитроумный и харизматичный, не смотря ни на что, он не может не вызывать симпатию.

***

Вот таким образом в советском кинематографе изображали своих побеждённых идеологических оппонентов. Скептик скажет: «Всё равно, ни в одном фильме белые не показаны как положительная сторона». Конечно, это так. А почему должно быть иначе, когда не белые победили, и объективно правда была не на их стороне? Кто-то заблуждался, кто-то видел в белом движении свою правду, кто-то преследовал свой шкурный интерес — всё отлично показано в упомянутых советских картинах, и для этого не нужны ни карикатурные злодеи, ни «придурки». В любом случае образ «советских белогвардейцев» кардинально отличается от того, как вырисовывают красных (в том числе и комиссаров с политруками в лентах о Великой Отечественной войне) в современном российском буржуазном кино. Здесь вариантов немного: либо кровавые упыри, либо тупой человекообразный скот. Хотя, чему удивляться, демонизация «вредного», с точки зрения интересов правящего класса, общественно-политического строя сейчас является архиважнейшней задачей. К тому же окромя политического заказа сказывается и общее понижение уровня культуры, и кинематографа в частности.

В заключение возвращаясь к кино советскому и достаточно комплементарному отношению в нём к поверженным оппонентам, возникает вопрос: насколько такой подход был правильным? Ведь не секрет, у многих советских людей увлечение белогвардейщиной возникло в том числе и на основании образов, созданных советском кинематографом. С другой стороны, стал бы советский кинематограф тем уникальным явлением, каким мы его знаем и любим, если бы он представлял собой кинематограф нынешний, только вывернутый наизнанку? Определённо не стал бы, ибо советская культура в целом ставила перед собой совсем иные цели нежели нынешняя: воспитание в человеке лучших качеств, побуждение к созиданию.

Возможно ли достижение этих целей с помощью наглого вранья и передёргивания? «Это вряд ли», — сказал бы герой ещё одного замечательного советского фильма красноармеец Сухов.

Александр Титов

http://aloban75.livejournal.com/2357460.html - цинк

PS. От себя могу добавить пару фильмов, которые достойно бы смотрелись в этой подборке.

1. "Мы наш, мы новый..." Первая серия "Государственной границы", где хорошо показаны метания в среде царских офицеров, которые не могут решить, к кому лучше примкнуть - к красным или белым и каждый делает свой выбор, но все показаны именно как люди, поставленные в крайне жесткую жизненную ситуацию, когда их старый мир рухнул. Главный герой в конечном итоге отказывается бежать из страны и помогает воссоздавать пограничную службу государства, потому что и при царе, и при временных и при большевиках, он считает должным приносить пользу Родине.



2. "Моонузнд". Трагическая фигура лейтенанта Артемьева, который возглавлял оборону батареи Церель перед битвой за Моонзунд и который не изменил долгу несмотря на все политические ветра, которые обдували Россию, сражаясь до конца. В его диалогах с Семенчуком хорошо показана встреча двух миров - старого и нового и мучительные поиски способ соединить два взгляда на окружающий мир.





А ведь помимо этого еще были "Бег", "Дни Турбиных",

Подписаться на Telegram канал colonelcassad

Записи из этого журнала по тегу «кино»

  • "Мидуэй"

    Приобщился к новому американскому военному эпику "Мидуэй" посвященного как не трудно догадаться из названия, решающему сражению войны на…

  • Человек в высоком замке. Конец альтернативной истории

    Смотрю завершающий сезон "Человека в высоком замке", который уже изрядно удалился от литературного первоисточника. Сериал конечно…

  • "Ржев". Трейлер

    Грядет новый отечественный шедевр про Великую Отечественную Войну. На сей раз это будет "Ржев" посвященный как не трудно догадаться из…

  • "Мандалорец"

    Глянул 1-ю сериал сериала "Мандалорец" (всего их будет 8). Это первый полноценный сериал во вселенной "Звездных войн"…

  • Видеосолянка. 10.11.2019

    Из накопившихся за неделю видео на политическую и историческую тематику. В силу возросшего кол-ва интересного видео-контента, полагаю, что по…

  • И другие народные артисты

    Ну раз народные артисты, то точно с торрента скачаю.

  • "Сторож"

    Посмотрел новый фильм Юрия Быкова "Сторож". Из всех работ Быкова это пожалуй самая невнятная. Чего хотел сказать автор? К чему…

  • Видеосолянка 02.11.2019

    За последнее время очень много накопилось различных неплохих и интересных видео-материалов. Чтобы не плодить огромное кол-во постов, даю оптовой…

  • "Ведьмак" - Трейлер

    Новый трейлер экранизации "Ведьмака" Сапковского. Выглядит лучше, чем предыдущий, но смутные сомнения не оставляют. Книги и игровые…


promo colonelcassad juni 11, 17:10 173
Buy for 750 tokens
На днях пересекся в Севастополя с Максимом Григорьевым, которого хорошо знаю еще по 2014-2015 году, когда он подготовил два отличных отчета, где были задокументированы военные преступления, пытки и факты жестокого обращения со стороны ВСУ, СБУ и МВД Украины за 2014-2015 года…

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)

В СССР белых показывали очень достойно (даже слишком)





Edited at 2016-10-30 04:04 (UTC)

Re: В СССР белых показывали очень достойно (даже слишком

Зря выведен за скобки ("А ведь помимо этого еще были "Бег", "Дни Турбиных") именно отличнейший фильм "Бег". Я бы его поставил первым в ряду славных "Служили два товарища", "Адьютант его превосходительства", "41-ый", добавил бы: "Моонзунд", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Интервенция" и т.п. Что касается "Неуловимых...", "Зеленый фургон", "Белое солнце пустыни" и т.п., то это шикарные фильмы-боевики, без драмы и глубины. Вот такое мое мнение...

Re: Насчёт советского кино, рекомендую

О, спасибо!

Это и было началом конца СССР, когда с любовью и восхищением стали снимать фильмы об идеологических врагах. Сильно много в советских фильмах было создано таких же интересных образов рабочих и колхозников?

Верно. То же и о страданиях солдат. Отношение к службе в армии изменилось с их регулярного показа в кино, с конца пятидесятых.

В СССР белых показывали очень достойно

Скорей всего потому, что русский человек всегда был человеком великодушным. И всегда в любой ситуации оставался Человеком. Потому и в фильмах, даже враг, если он враг достойный, показывался с человеческим лицом.

Re: В СССР белых показывали очень достойно

Получается, что нынешние "белые" - они не русские? Я всегда это подозревал...

Поверхностная статья, да и не статья вовсе, а отрывочные мнения без какой-либо попытки анализа этих фильмов и самой темы в историческом контексте. Так, чтобы понять идеологическую заданность Чапаева, его выражение главного в сталинизме, надо уметь прочитать Фурманова, который до сталинизма не дожил, но уже представлял из себя нарождающийся тип партийца со своей особой социальной психологией, глубоко отличной от психологии революционных рабочих из полка ивановских ткачей в дивизии Чапаева. Фильм все смотрели, а книгу в 500 страниц - на пальцах пересчитать можно. Между тем главное в фильме это полное отсутствие в нем рабочих, которые и составляли боевое и идейное ядро дивизии и заниомают важное место в книге Фурманова. Включи их в фильм, взяв, например, из кноги эпизод отказа группы рабочих от наград, и совсем по-другому зазвучал бы этот фильм, в том числе и изображение в нем "кадров, которые решают все": белых и красных офицеров.

Статья разве об этом, об идеологической заданности? Она, кажется, о том, как изображали "белых". Читайте строки, а не междустрочья.

"Хождение по мукам" можно добавить ещё

http://www.kommersant.ru/doc/3130877

"Народный депутат Верховной рады Украины Сергей Мельничук, бывший командир украинского батальона «Айдар» задекларировал в качестве наличных средств за прошлый год 1 трлн гривен ($38,7 млрд). Об этом сообщается на сайте украинского Единого государственного реестра деклараций.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3130877"

П-Профит.

Либо кто-то нулями ошибся, либо Мельничук очень хочет выглядеть идиотом)

Бюджет Украины жеж))

(Удалённый комментарий)
Анализ неплох. Разве что нужно упомянуть, что фильмы были сняты уже после того, как при поздем Сталине вернули погоны и стали потихоньку считаться наследниками Российской Империи.
Да...
Но только вот как подумаешь - а что сегодня я буду думать о людях, которые проиграют выборы и возьмут власть с помощью военного переворота?

"Красиво идут! Антилихенция!»"
ахахах.

>Ведь не секрет, у многих советских людей увлечение белогвардейщиной возникло в том числе и на основании образов, созданных советском кинематографом.

Вот именно, в том числе после этих фильмов советские интеллигенты начинали петь про "поручиков голицыных" и вздыхать по РКМП.
Да и я в детстве восхищался подтянутыми офицерами в красивой форме из советских фильмов. Не то что комиссары в потертых кожанках :))

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)