?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Распространить тоталитарную пропаганду Следующий пост
Как западные эксперты предлагают победить Россию в информационной войне
Тирион Ланнистер
colonelcassad


Так сказать для информации.

Как западные эксперты предлагают победить Россию в информационной войне

Почти все исследования на тему информационной войны, которую Россия ведет с Западом (и выигрывает ее «в одну калитку»), страдают от отсутствия внятных идей о том, как вести эту войну. И если не победить в ней, то хотя бы нейтрализовать «российскую пропаганду». Исследование «Побеждая в информационной войне» Центра анализа европейской политики (CEPA) и Legatum Institute предлагает конкретные действия и выдвигает идеи, которые могут пригодиться всем, кто озабочен этой темой. Delfi изучает этот любопытный документ и пересказывает его основные положения. В самом исследовании (англ., PDF, соавторы — эксперт по Восточной Европе, вице-президент CEPA Эдвард Лукас и известный журналист и писатель Питер Померанцев) приводится обзор примеров того, как Россия действует в информационном поле разных странах Европы (в том числе и странах Балтии). Интересующие темой могут обратиться к первоисточнику, ну а мы в этот раз сосредоточимся не на вопросах «кто виноват?» и даже не «что происходит?» — мы писали об этом уже достаточно много — а «что можно сделать?». Прежде всего отметим, что авторы исследования, хотя и признают, что российская пропагандистская машина действует в разных странах по-разному, отмечают: у нее есть одна конкретная цель. По их мнению, Владимир Путин не пытается выиграть войну за умы и души европейцев и навязать им российские ценности. Так действовали советская и американская пропагандистские машины времен холодной войны. Нет, современная Россия не предлагает свои ценности, но ведет атаку на демократию и европейские ценности и страны у своих границ, внушая всем, кто готов слышать: идеи о единой Европе — бред; беженцы уничтожат европейскую цивилизацию; местные правительства являются ничем иным, как американскими марионетками и заботятся лишь о том, чтобы выслужиться перед «вашингтонским обкомом» и попутно набить свои карманы; на постсоветском пространстве вообще нет нормальных государств; все везде плохо и разваливается.

Конкретная повестка дня меняется в зависимости от происходящего в мире, но одно остается неизменным: любая информация, которую через себя пропускает российская информационная машина, преломляется и искажается, как свет в калейдоскопе. Таким образом, Россия сознательно создает такую медиасреду на русском языке — а с помощью своего агентства «Спутник» и на других языках — в которой получатели информации уже просто не понимают, во что верить, и где правда, а где ложь. СМИ в маленьких странах неспособны конкурировать с про-кремлевскими СМИ с их фантастическими бюджетами, а правительства и государственные структуры пока просто не понимают, как на все это реагировать. И что им делать? Например, следовать рекомендациям авторов этого исследования. Первые пять пунктов — тактические, их реализация могла бы обеспечить успех «здесь и сейчас». Дальше — стратегические, их реализация важна для успеха контрпропаганды «в принципе». Наконец, пункты 11 и 12 — «долгоиграющие», важные в долгосрочной перспективе.

1. Европе нужна «Венецианская комиссия» для СМИ

Первая линия обороны — борьба с откровенно пропагандой при помощи государственных регуляторов, которые должны силой насаждать качественную журналистику. Исследователи упоминают Литву, запретившую «РТР Планету», но призывают равняться на британский регулятор Ofcom. Он не запрещает Russia Today в стране, но точечно угрожает штрафами и иными санкциями российскому телеканалу — в тех случаях, когда тот в каких-то передачах нарушает принципы хорошей журналистики и искажает факты. Авторы исследования признают, что в Восточной Европе регуляторы не так сильны, как в Западной и потому призывают создать аналог «Венецианской комиссии» для СМИ — единого органа, который будет помогать правительствам стран, близких к России, советами, а также разработает систему «знака качества» для локальных СМИ.

2. Государства должны быть более открытыми

Несмотря на то, что даже США ликвидировали свой отвечавший за пропаганду орган времен холодной войны, авторы исследования полагают, что некие аналоги государственных или, в случае с Европой, межгосударственных «агентств информации» стоило бы возродить. Они бы отвечали за связь журналистов с правительственными структурами, чтобы последние могли делиться с прессой какой-то оперативной или просто чувствительной информацией, помогающей развенчивать российскую пропаганду.

3. Аналог Transparency International и Global Witness для борьбы с пропагандой

Совместная работа журналистов над документами по панамским офшорам показывает, что когда пресса из разных стран объединяет усилия, результат может быть чрезвычайно эффективным. Авторы исследования полагают, что если бы удалось создать организацию по примеру Transparency International, OCCRP или Global Witness, но сконцентрированную на разоблачении российской пропаганды, результат не заставил бы себя ждать. Одной из задач, которую бы решала такая организация, было бы создание системы «верификации» хороших СМИ — чтобы западные доноры и спонсоры знали, как их деньгами распоряжаются конкретные издания. И, соответственно, поддерживали лучших.

4. Рабочая группа для работы с исторической травмой

Российская пропагандистская машина без устали прославляет роль СССР во Второй мировой войне, называя всех противников «фашистами» и не обращая внимания на то, что многие из тех, кто воевал на стороне Германии, верили в то, что воюют за свободу для своего народа. Авторы исследования полагают, что мощная рабочая группа, состоящая из психологов, историков, социологов и экспертов в области медиа могла бы поработать над тем, как донести контраргументы многих европейских народов до той же аудитории, что восприимчива к российской пропаганде на тему Второй мировой.

5. Таргетированная подача контента

Техническое ноу-хау, которое предлагают авторы исследования — использовать инструменты таргетированной доставки контента в социальных сетях с тем, чтобы охватить целевую аудиторию (например, тех, кто на 100% поддался российской пропаганде). Они опираются на опыт британского Института стратегического диалога (ISD), который уже разработал контент, должный воздействовать как на уже агрессивных исламистов, так и на тех, кто еще колеблется и пока не стал жертвой пропаганды «Исламского государства» (запрещенная в России организация — прим. ред.).

6. Переизобретение публичных СМИ для XXI века

Авторы исследования предлагают СМИ «переизобрести» самим себя — и стать более ориентированными на повседневные нужды своих зрителей, слушателей или читателей. Так, по их мнению, можно завоевать доверие, кредит которого будет распространяться не только на повседневные нужды, но и прочие области.

7. Хартия блогеров

В современном медиа-пространстве блогеры играют все большую роль и могут оказывать как положительный, так и отрицательный эффект на медиапространство и распространение информации. Что, к слову, уже активно использует Россия. Авторы исследования предлагают блогерам в западных странах объединить усилия и подписать специальную хартию о следовании этическими и профессиональным нормам — акт чисто символический, но, вместе с тем, объединяющий.

8. Фабрика контента на русском языке

Российская пропаганда выигрывает за счет гламурной картинки — привлекая зрителя условными «котиками», она между делом «продает» и свою картину мира. По мнению авторов исследования, западный мир должен делать то же самое, организовав мощную всеевропейскую фабрику контента на русском языке, причем контента качественного настолько, чтобы конкурировать с российскими продуктами. Британская BBC уже работает над основой для такого механизма.

9. Русское информационное агентство вне России

Авторы исследования отмечают, что после реорганизации РИА Новости «медведевской эпохи», в русском информационном пространстве не стало новостного агентства, информации которого можно верить. В идеале, отмечают они, Европе нужен «Reuters или AP на русском», однако для начала сойдет и некое подобие «прото-агентства», в котором объединялись бы новостные продукты лучших из разных стран.

10. Эстонский канал ETV+ как ролевая модель

Опыт эстонского русского канала ETV+, о котором мы подробно писали, указывается отдельным пунктом программы — авторы исследования считают его ролевой моделью, которая пытается реализовать пункт номер шесть этого плана. Правда, в тексте отчета говорится, что ETV+ «выживает» на 4 млн. евро в год и не может себе позволить создавать действительно дорогой контент, так что кто бы ни пошел по стопам эстонцев, он, в идеале, должен быть готов тратить намного больше.

11. Популяризация медиаграмотности в XXI веке

Авторы исследования полагают, что СМИ, государства и общественные организации должны пытаться помочь тем людям, которые хотят помочь себе сами — и научить их распознавать признаки российской пропаганды в медиасреде. Одним из удачных примеров они называют шпаргалку НАТО по выявлению в комментариях российского интернет-тролля на зарплате, о чем мы подробно писали.

12. Бойкот СМИ, занимающихся пропагандой

Наконец, последним пунктом идет донесение до западного бизнеса идеи о том, что они должны прекратить рекламироваться в СМИ, которые транслируют российскую пропаганду и ненависть к европейским ценностям или же к отдельным группам людей (например, гомосексуалам) — в первую очередь, в самой России, а затем уже и в Европе. В качестве позитивного примера они приводят опыт Словакии, где рекламные агентства объединили усилия и начали рекомендовать своим клиентам не рекламироваться в СМИ, которые транслируют про-кремлевскую пропаганду, призывают к войне или унижают группы людей по любым признакам. Мотивировали они это просто — реклама в таких СМИ вредит бренду.

Послесловие

По мнению авторов исследования, сегодня впору говорить не об информационной войне, а о войне за информацию. И, может быть, даже о войне за демократию и европейские ценности. Предыдущие такие войны были развернуты в 1930-х и 1950-х годах — тогда, когда мир завоевывало сначала радио, а затем и телевидение. Тогда Западу удавалось найти адекватное решение. Удастся ли теперь?

http://inosmi.ru/politic/20160811/237500001.html - цинк

Часть предложений выглядит откровенной шляпой, но кое-что из списка уже вполне пытаются применять на практике.

Подписаться на Telegram канал colonelcassad

Записи из этого журнала по тегу «информационная война»


promo colonelcassad june 11, 17:10 172
Buy for 750 tokens
На днях пересекся в Севастополя с Максимом Григорьевым, которого хорошо знаю еще по 2014-2015 году, когда он подготовил два отличных отчета, где были задокументированы военные преступления, пытки и факты жестокого обращения со стороны ВСУ, СБУ и МВД Украины за 2014-2015 года…

(Удалённый комментарий)
Интересно, как "свободная" западная пресса отнесется к идее введения тотальной цензуры?

Официальные СМИ в ФРГ об это только и мечтают...

Идея убогая и воплощение нищенское

Между пропагандой и полит рекламой есть существенная разница. Пропаганда это оружие а полит реклама это способ продажи определенного товара. Поэтому Россия и выигрывает информационную войну, она не пытается попутно что-то продавать обывателям. Запад же перечисленными методами просто пытается рефлексировать а не защищаться. Даже не ожидал что западные медиа-боги это колоссы на глиняных ногах.

Re: Идея убогая и воплощение нищенское

Простите, но "выигрывает информационную войну" эта ВЛАСТЬ только в телевизоре.

Вообще-то , в 30-50-х годах у СССР была позитивная повестка, привлекательный пример, альтернатива Сегодня же все сводится к дуболомной пропаганде о "консервативных ценностях"( и что они собрались консервировать), алармистской риторике, психологии осажденной крепости. При этом путинская Россия не может предложить миру ни рабочих мест, ни инвестиций, ни проссто защиты( Донбасс и Сирию уже "защитили"). При этом режиме, при этих персоналиях во власти найдется мало симпатизантов олигархического, несправедливого и бесчеловечного строя. К тому же, урезающего и без того хлипкие социальные гарантии. А потому все эти Первые каналы, ВГ ТРК и т.д. могут только одно= запугивать обывателя, спекулируя( а часто- и придумывая) негатив.

Edited at 2016-08-11 01:29 (UTC)

На поверку западу тоже предложить уже нечего. Они сейчас здорово напоминают номенклатуру позднего СССР которая хоть и видела уже перед собой пропость упорото твердила об успехах

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
У них там легалайз, похоже. И не только по траве.

Не, ну называть своей главной угрозой бензоколонку и превозмогать её инвалидов, пацаны явно к успеху идут!!!

Они сегда были лицемерами

CANT Лицемерие, ханжество (англ.)
Немецкий англист Вильгельм Дибелиус в 1929 г. заметил, что «слово «лицемерие» — не всегда является точным переводом слова «cant». Ведь лишь на высокой стадии развития человек может научиться более или менее различать эгоистические и альтруистические мотивы [в том числе и] в собственной деятельности. В Англии число людей, способных на это, бесконечно мало». Здесь же Вильгельм Дибелиус перечисляет архаичные черты характера нижнесаксонских крестьян (родственных англосаксам): чванство вследствие «незнания окружающего мира... неспособность понимать или признавать вещи, уязвляющие самолюбие». С другой стороны, Вильгельм Дибелиус подчеркивает, что подобный «cant» ведет к притуплению чувства истины», создавая опасность для нравственности всей [британской] нации.


...западный мир должен делать то же самое, организовав мощную всеевропейскую фабрику контента на русском языке, причем контента качественного настолько, чтобы конкурировать с российскими продуктами.

Очень казалось бы простой рецепт: западным СМИ надо прекратить лгать своим гражданам.
Как это постоянно делают официозные СМИ у меня, в ФРГ, все сплошь подписанты Атлантической хартии.

Но чтобы не лгать - Запад "на это "пойтить" не сможет".
Никогда.

Ибо тогда он просто рухнет.

Ибо за ним нет правды.
Ибо держится на лжи.

Именно так и есть. Запад = "1984"

Факты либо замалчиваются, либо искажаются. Белое делается чёрным и наоборот.
Западный мир существовал на ограблении других, существует на ограблении других и, поэтому, может и дальше существовать только за счёт лжи, покрывая свою грабительскую политику.

Если Западный мир начнёт жить по-правде, то он неизбежно станет Русским миром.

Edited at 2016-08-11 03:54 (UTC)

Тезис "выигрывает информационную войну" верен только внутри России. И только сейчас.

я знаю как побеждать в информацыонных войнах!

вариант номер раз (пацыфический). нет информацыи - нет войны.
вариант номер два (агрессорский). генерировать информацыи больше чем противник.

Re: я знаю как побеждать в информацыонных войнах!

Вы гений, - длительные аплодисменты, переходящие в овацию
если позволите, добавлю
нужно любую информацию выдавать первыми - вторые будут уже оправдываться ( технология, на сегодняшний день лучшая, ну конечно, кроме правды - как подачи не искажаемой информации, как факты, без мнения журналистской братии)

Edited at 2016-08-11 09:38 (UTC)

Ofiget'!
Estonija: etot NATO-vskij kanal smotrjat 1,5 cheloveka i te v osnovnom na oklade ot gos. struktur.

Slovakija: vsju propagandu USA prosto prosr*ali v Slovakii kogda nachali reklamirovat' podderzhku Majdanu v Slovakii.

V Slovakii reklamirovat' dvizhenije(Maydan) gde 1 iz 3 partij Banderovcy (partija "Svoboda"), mozhet tol'ko polnyj idiot, tak kak slovaki i rusiny vostali protiv fashistov vo vtoruju mirovuju, a podavljat' ih prislali imenno banderovcev...

U mnogih v vostochnoj Slovakii po rodne jest' vybor nazvat' sebja rusin ili ukrainec, % 90 nazyvajet sebja imenno Rusin, ne iz-za ljubvi k Rossii,
a iz-za rezko negativnogo otnoshenija k Banderovcam.

V Slovakii pamjatniki sovetskim voinam osvoboditeljam(!) stojat absolutno VEZDE!


Voobshem, jesli Slovakija i Estonija ETO uspeh propagandistskoj mashiny USA,
to chto zhe togda porazhenija?! o_0



Edited at 2016-08-11 02:06 (UTC)

Ой, да все это можно сформулировать покороче:
1) Все что говорит Россия - пропаганда. Абсолютно все. Если Путин скажет, что два плюс два равно четыре, знайте, что это ложь.
2) Все что говорит Брюссель и Вашингтон - чистая правда. Если вы считаете, что это неправда, значит вы зомбированы Российской пропагандой.
3) Весь мир любит и обожает ЕС и НАТО. Все до последнего человека. Любой кто думает иначе является русским интернет-троллем.

>> Все что говорит Россия - пропаганда
>> Все что говорит Брюссель и Вашингтон - чистая правда

Между прочим на российских либеральных загончиках и бложиках давно уже так. Одно слово "Путин" вызывает у постояльцев безудержный взрыв неконтролируемой попоболи. А попробуй им оставить ссылку на RT или КП.ру - и тут же начинается настоящая истерика: "что ты мне тут подсовываешь? ааа..ууу..меня щас стошнит".
Доходит до смешного...настолько эти люди напоминают сектантов. Как раз недавно на примере одного блогера-эмигранта долго смеялся, насколько можно быть долбанутым на всю голову на этой тематике.

доклад Миссии Штудмана по Крыму

http://riss.ru/analitycs/33048/ -- доклад Миссии Штудмана по Крыму

(Удалённый комментарий)

Re: вот этот ролик покажут по всем каналам


Срочно звони в центр анализа европейской политики (CEPA) и Legatum Institute и требуй сто печенек, если откажут, назови их агентами кремля.

(Удалённый комментарий)
>Почти все исследования на тему информационной войны, которую Россия ведет с Западом (и выигрывает ее «в одну калитку»

Дальше можно не читать.

Само собой, правда лично тебе - по другим причинам.


Проблема "западных" сми в том, что они слишком долго и откровенно врали и не только про СССР и Россию, но и про свои страны, поетому среди многих "западных" потребителей информации давно уже нет веры в "западную" журналистику, а как раз таки наоборот.
Например я знаю много людей, которые, за последние 3-4 года, стали настроены про-российски в результате чрезмерной и откровенной лжи, транслируемой анти-российскими сми.

"шпаргалка НАТО" ---- таки прям научный подход. Засыпая, каждый европеец обязан проверить, нет ли под кроватью замаскированного передатчика с записями полюбившихся передач Киселева.

Ещё не забыть сдать соседа, который по ночам тайно смотрит Киселёва.