СolonelСassad (colonelcassad) wrote,
СolonelСassad
colonelcassad

Category:

Тайная история "Звездных войн"



"Некоторые мои друзья пекутся об искусстве и хотят сойти за Феллини или Орсона Уэллса, но меня это никогда не беспокоило. Мне просто нравится снимать фильмы" (с) Джордж Лукас

Не так давно прочитал замечательную культурологическую работу Майкла Каминска "Тайная история Звездных войн". Путь этой книги к русскому читателю был достаточно тернист. Долгое время не существовало русскоязычного перевода, пока группа энтузиастов не собрала на перевод и публикацию деньги на краудфандинговом сервисе обеспечив выход книги в свет. Сначала планировалось, что книгу получат лишь те, кто донатил, но денег оказалось куда как больше и тираж позволил выпустить книгу и для продажи. Так как ранее слышал про эту работу, то как появилась возможность, сразу заказал на Озоне.

И так, о чем эта книга? "Тайная история" как не трудно понять из названия посвящена культурному феномену "Звездных войн". Автор подошел к своему труду с подчеркнуто научных позиций скурпулезно поработав с первоисточниками и снабдив книгу ссылочным аппаратом, в результате чего исследование о механизмах всемирного успеха "научно-фантастического фэнтези" превратилась в подробную реконструкцию возникновения одного из наиболее известных мифов современности, когда герои фильма появляются в Белом Доме, а на Украине даже становятся депутатами.



Камински подробно разбирает эволюцию возникновения мифа, когда первоначальная идея Лукаса снять кино в духе субботних сериалов 30-х вроде "Флэша Гордона", постепенно сменялась попытками перенести в космос сценарии Акиры Куросавы, и как актуальная политика 70-х оказывала влияние на формирование творческого видения режиссера, который в какой-то момент (и это самое удивительное) потерял полный контроль над развитием истории и уже сама история начала влиять на принимаемые впоследствие решения о развитии сюжета. Камински гениально просто и логично показывает классическую ситуацию, когда творение начинает жить собственной жизнью.

Сегодня большинство знакомых с "Звездными войнами" людей воспринимают сагу как 6-ти серийную историю про Дарта Вейдера и его путь от мальчика с захолустной планеты к искуплению за совершенные преступления. Самое удивительное, что ничего такого не планировалось. Существовавшие задумки сюжета, к которым приложили руку в том числе известные писатели фантасты Алан Дин Фостер и Ли Брэккет были совсем про другое, и столь популярный ныне персонаж рассматривался как обычный ходульный злодей на 1-2 раза.
Но постепенно, в ходе мучений Лукаса над сценарием, несколько злодеев слились в одного, а уже перед "Империей наносит ответный удар" Лукасу пришла в голову идея сделать Вейдера отцом Люка, так как до этого момента по сюжетным наработкам это было 2 разных человека, хотя Лукас потом и подгонял историю под себя, уверяя, что все он продумал заранее и фраза "Я твой отец" существовала с самого начала, хотя это было обычной попыткой задним числом написать красивую легенду вместо прозаичной правды о создании современного мифа.



Еще одним интересным моментом является тот факт, что по мере развития истории первоначально базировавшейся на идее снять развлекательное кино для детей, она становилась для Лукаса более личной и он вставлял в нее отсылки к своей биографии, вроде отношений с отцом, гонок на машинах в родном Модесто или неприятие продажных политиков и корпораций. Что забавно, в школе, где учился Лукас был такой старшеклассник по фамилии Гэри Вейдер, который весьма вероятно повлиял на выбор имени "второстепенного злодея", коим задумывали Вейдера.

Еще автор убедительно показывает, как на фоне раздутого ажиотажа, возник устойчивый миф о том, что Лукас первоначально имел историю на 12 фильмов (к созданию мифа он сам приложил руку, о чем потом публично жалел), хотя на деле, имелась лишь крайне расплывчатая концепция, которая обрастала мясом лишь накануне выхода очередного фильма. Что удивительно, этот крайне расплывчатый базис не помешал возникновению современного мифа оказавшего огромное влияние на современную нам массовую культуру. Сам того не желая, Лукас собрал весьма разношерстные ингридиенты и смешав их в коктейль, который должен был развлечь молодежь и принести ему денег, породил огромную фантастическую вселенную и намертво связал режиссера мечтавшего снимать независимое кино с мэйнстримовой франшизой, которая принесла ее создателям и владельцам миллиарды.

В этом плане книга Камински помимо наглядной деконструкции современного мифа, показывает, насколько причудливыми могут быть обстоятельства, которые приводят творца к успеху и как казалось бы обыденные вещи приобретают статус культа, который затрагивает жизни миллионов. Легко найти людей которым нравятся или не нравятся "Звездные войны", но крайне трудно найти тех, кто про них не слышал. О чем говорить, если кино даже породило религиозный культ джедаизма.



Позднее, когда успех фильма стал очевиден, опять же задним числом придумали теорию, что фильм использует отсылки к работам Джозефа Кэмпбелла по мифологии, хотя на деле, это был скорее творческий союз, когда для Кэмпбелла такая реклама была способом продвинуть свою книгу о мифах народов мира, а для Лукаса придать большую глубину истории возникшей из субботней развлекательной фантастики.
Все эти правки задним числом были вполне логичны, так как даже сами творцы не могли в полной мере оценить природу феноменальной популярности "Звездных войн" и пытались как для себя, так и для окружающих придать наукообразность объяснениям популярности "Далекой-далекой Галактики". За давностью лет многое позабылось и ныне господствуют поздние трактовки, комплиментарные для создателей и создающие иллюзию непрерывности творческого процесса. Камински копнул источники конца 70х-начала 80х и наглядно показал, как в причудливой атмосфере американского кино конца 70х происходил закат направления New Wave и Лукас сам того не желая приложил к этому руку своей развлекательной историей, которая принесла ему всемирную известность.

Несколько интересных цитат.



Вскоре после выхода "Американских граффити" режиссера спросили, каким будет его следующий проект, на что он ответил: "Я работаю над вестерном, действие которого развернется в космосе". Корреспондент и прочие гости переглянулись "Так, понятно...". Но Лукас лишь рассмеялся: "Не волнуйтесь - десятилетние мальчишки будут в восторге".
(как в воду глядел, я "Новую надежду" посмотрел аккурат в 10 лет и на меня она тогда произвела неизгладимое впечатление)

* * *

Про "Апокалипсис сегодня".
До выхода его картины в 1979 году снять что-то про Вьетнамскую войну было невозможно. Мы это узнали на собственном опыте. Никто не соглашался иметь дело с таким фильмом. Очень многое из показанного в "Апокалипсисе" публика тогда еще не знала. Никто и понятия не имел, что солдаты сидели на наркотиках. Никто не представлял, какое там творилось безумие. Эти фактиы тогда еще не всплыли. Фильм в то время был отчасти разоблачением, отчасти сатирой, а отчасти историей про озлобленных молодых людей.


* * *

Про задумку.
Переговоры провалились - студия "Кинг Фичерс" затребовала больше денег (за права на "Флэша Гордона"), чем у него был. Лукаса опередил знаменитый итальянский продюсер Дино Де Лоурентис - в это время он как раз уговаривал Федерико Феллини снять полнометражную версию сериала. "Помнится, мы обедали в нью-йоркском ресторане "Пальм" - рассказывал Коппола. - Джордж пришел сам не свой: ему как раз отказались продавать "Флэша Гордона". Вон он и заявил: "Что ж, придумаю собственного".

* * *



Про "Американские граффити".
После ТНХ я понял, что людям плевать, куда катится страна. Фильм в результате приводил зрителей в уныние и отбивал желание менять мир к лучшему. Вот я и решил, что сниму более оптимистическую картину, которая вернет людям веру в своих сородичей. Снимать кино про Уотергейт слишком легко. Куда сложнее оставаться оптимистом, когда окружающий мир располагает к пессимизму и цинизму. Я сам жуткий циник, но оптимизм надо возрождать. Может быть, дети выйдут из кинотеатра и на секунду подумают: "Все-таки мы можем что-то сделать с этой страной - да и сами способны чего-то добиться". Да, это та самая приторная чушь про то, что надо быть хорошим соседом, про американский дух и так далее. И все-таки что-то в ней есть.

* * *


Первый набросок, с которого началась история "Звездных войн", хотя в финальном варианте от него практически ничего не осталось, кроме отсылок.
"Это история Мэйса Винди, достопочтенного джедая-бенду с Опучи, которую поведал нам Си-Джей Торп, ученик-падаван сего прославленного джедая".

* * *

О цели.
Моя главная цель - дать молодежи честный, полноценный мир фантастики, который был у моего поколения. У нас были вестерны, кино про пиратов - куча потрясающих фильмов. А у них только "Человек за шесть миллионов долларов" и "Коджак". Куда делась романтика, приключения и юмор, которые раньше были практически в каждой картине?

* * *



Про Империю и повстанцев.
Уолтер Мерч даже высказывает мнение, что именно "Апокалипсис" в итоге превратился в "Звездные войны", "Звездные войны" - это "Апокалипсис" сегодня в исполнении Джорджа, помещенный в инопланетные декорации. Повстанцы в "Звездных войнах" - это вьетнамцы, а Империя - Соединенные Штаты".
Такую связь можно найти даже в первом синапсисе, где отряд повстанцев наносит удар из джунглей и одерживает победу над Империей - в итоговом сценарии этот сюжет просматривается еще ярче. "Интересовавшая меня тематика из "Апокалипсиса сегодня" во многом перекочевала в "Звездные войны" - говорит Лукас. - Мне стало ясно, что снять фильм не получится, потому что он описывает войну во Вьетнаме. Вот я и решал взять некоторые интересные идеи которые собирался использовать и перенести их в фантастический мир. По сути у нас имеется огромная техногенная империя, преследующая горстку борцов за свободу - или просто обычных людей".


* * *

Про политику.
Что касается политики, речь идет про демократические страны, которые из-за какого-нибудь кризиса отдают власть в руки диктатора...когда я начал работать над первыми "Звездными войнами", это была очень острая тема, потому что как раз недавно у власти был Никсон. В некий момент, перед тем, как его сместили с поста, он предложил внести в конституцию поправку, чтобы перейти на третий срок. Даже когда начался скандал, он твердил: "Если военные меня поддержат, я останусь на посту". То есть мысль такая: "Плевать на Конгресс и угрозу импичмента. Обращусь непосредственно к армии, и мы с ними договоримся, что я остаюсь президентом", Здесь происходит то же самое. Из-за чрезвычайной ситуации в Республике Сенат назначает Палпатина, по сути, "пожизненным диктатором".

* * *


Ли Брэкетт с мужем, знаменитым фантастом Эдмондом Гамильтоном.

Про сценарий "Империя наносит ответный удар".
Режиссер связался с пожилой Брэкетт, которая тогда жила в Лос-Анджелесе, и предложил ей написать "Звездные войны-2"
- Вы когда-нибудь писали киносценарии? - спросил ее Лукас.
- Да, - без затей ответила Брэкетт и начала перечислять свои работы, в ряду которых были "Рио Браво", "Эльдорадо", и "Глубокий сон", написанный вместе с лауреатом Нобелевской премии Ульямом Фолкнером.
Повисла неловкая тишина.
- Вы та самая Ли Брэкетт?!
- Да, - ответила она. - Разве вы не поэтому меня позвали?
- Нет, - признался Лукас. - Я пригласил вас потому, что вы пишите бульварные романы.


* * *



Про культурное значение.
В кругах интеллигенции, где раньше многие пренебрежительно считали фильм сезонной "жвачкой" (пусть и весьма качественной) стали присматриваться к нашумевшей картине пристальнее и проводить многочисленные аналогии с Улиссом и "Одиссеей". Примерно в тож е время Джордж начал рассказывать, что у него уже готово 12 или 9 историй, составленных по давно расписаному плану. Журнал "Time" окрестил фильм мифом, сродни "Величайшей из когда-либо рассказанных историй". Складывалось впечатление, будто Лукас - едва ли не антрополог гарвардского уровня, который рылся в бесчисленных мифологических и религиозных текстах всего мира, пока не сумел вычленить из них самую суть и создать универсальный фильм. Именно тогда, на пике этого безумия, Джордж начал заметать следы, для начала переписав задним числом сценарий "Звездных войн". Сейчас, похоже, произошел поворот в лучших традициях Оруэлла: Лукас теперь словно повторяет заявления тех самых журналистов, которые в те годы сделали его заложником славы. На деле все куда проще: Джорджу нравились дешевые сериалы и комиксы, а природа наградила его талантом рассказчика. Как и все прирожденные писатели, режиссер черпал идеи из коллективного бессознательного, где зародились все величайшие мифы.

Об оценках фильма.
В 1981 году уже на волне успеха Лукас так его охарактеризовал.
Недооценка и переоценка - это одна и та же реакция. Те, кто говорит "Это чепуха, жвачка для мозгов", спорят с теми, кто кричит "Это величайшее событие в истории!". Неправы и те, и другие. Это просто фильм. Его смотрят и радуются...Просто многие склонны воспринимать такие вещи всерьез и слишком увлекаться. Нет бы понять, что надо просто любоваться - как закатом. Не стоит беспокоится о его смысле. Достаточно сказать "Вот ведь здорово!".


В общем книгу строго рекомендую для поклонников фантастики, истории кино 70-80х, современной мифологии и любителей заглядывать за кулисы творческого процесса. Поклонникам "Звездных войн" рекомендовать не буду, так как они про эту книгу и так в курсе, и теми или иными путями с ней ознакомятся.

Tags: 70-е, 80-е, Вьетнамская война, Джордж Лукас, Коппола, Никсон, СССР, США, Уотергейт, Что почитать, кино, книги, культура, мифология, общество, фантастика
Subscribe

Posts from This Journal “Джордж Лукас” Tag

promo colonelcassad june 11, 17:10 173
Buy for 750 tokens
На днях пересекся в Севастополя с Максимом Григорьевым, которого хорошо знаю еще по 2014-2015 году, когда он подготовил два отличных отчета, где были задокументированы военные преступления, пытки и факты жестокого обращения со стороны ВСУ, СБУ и МВД Украины за 2014-2015 года…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 75 comments