?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Распространить тоталитарную пропаганду Следующий пост
Тайная история "Звездных войн"
Аайла Секура
colonelcassad


"Некоторые мои друзья пекутся об искусстве и хотят сойти за Феллини или Орсона Уэллса, но меня это никогда не беспокоило. Мне просто нравится снимать фильмы" (с) Джордж Лукас

Не так давно прочитал замечательную культурологическую работу Майкла Каминска "Тайная история Звездных войн". Путь этой книги к русскому читателю был достаточно тернист. Долгое время не существовало русскоязычного перевода, пока группа энтузиастов не собрала на перевод и публикацию деньги на краудфандинговом сервисе обеспечив выход книги в свет. Сначала планировалось, что книгу получат лишь те, кто донатил, но денег оказалось куда как больше и тираж позволил выпустить книгу и для продажи. Так как ранее слышал про эту работу, то как появилась возможность, сразу заказал на Озоне.

И так, о чем эта книга? "Тайная история" как не трудно понять из названия посвящена культурному феномену "Звездных войн". Автор подошел к своему труду с подчеркнуто научных позиций скурпулезно поработав с первоисточниками и снабдив книгу ссылочным аппаратом, в результате чего исследование о механизмах всемирного успеха "научно-фантастического фэнтези" превратилась в подробную реконструкцию возникновения одного из наиболее известных мифов современности, когда герои фильма появляются в Белом Доме, а на Украине даже становятся депутатами.



Камински подробно разбирает эволюцию возникновения мифа, когда первоначальная идея Лукаса снять кино в духе субботних сериалов 30-х вроде "Флэша Гордона", постепенно сменялась попытками перенести в космос сценарии Акиры Куросавы, и как актуальная политика 70-х оказывала влияние на формирование творческого видения режиссера, который в какой-то момент (и это самое удивительное) потерял полный контроль над развитием истории и уже сама история начала влиять на принимаемые впоследствие решения о развитии сюжета. Камински гениально просто и логично показывает классическую ситуацию, когда творение начинает жить собственной жизнью.

Сегодня большинство знакомых с "Звездными войнами" людей воспринимают сагу как 6-ти серийную историю про Дарта Вейдера и его путь от мальчика с захолустной планеты к искуплению за совершенные преступления. Самое удивительное, что ничего такого не планировалось. Существовавшие задумки сюжета, к которым приложили руку в том числе известные писатели фантасты Алан Дин Фостер и Ли Брэккет были совсем про другое, и столь популярный ныне персонаж рассматривался как обычный ходульный злодей на 1-2 раза.
Но постепенно, в ходе мучений Лукаса над сценарием, несколько злодеев слились в одного, а уже перед "Империей наносит ответный удар" Лукасу пришла в голову идея сделать Вейдера отцом Люка, так как до этого момента по сюжетным наработкам это было 2 разных человека, хотя Лукас потом и подгонял историю под себя, уверяя, что все он продумал заранее и фраза "Я твой отец" существовала с самого начала, хотя это было обычной попыткой задним числом написать красивую легенду вместо прозаичной правды о создании современного мифа.



Еще одним интересным моментом является тот факт, что по мере развития истории первоначально базировавшейся на идее снять развлекательное кино для детей, она становилась для Лукаса более личной и он вставлял в нее отсылки к своей биографии, вроде отношений с отцом, гонок на машинах в родном Модесто или неприятие продажных политиков и корпораций. Что забавно, в школе, где учился Лукас был такой старшеклассник по фамилии Гэри Вейдер, который весьма вероятно повлиял на выбор имени "второстепенного злодея", коим задумывали Вейдера.

Еще автор убедительно показывает, как на фоне раздутого ажиотажа, возник устойчивый миф о том, что Лукас первоначально имел историю на 12 фильмов (к созданию мифа он сам приложил руку, о чем потом публично жалел), хотя на деле, имелась лишь крайне расплывчатая концепция, которая обрастала мясом лишь накануне выхода очередного фильма. Что удивительно, этот крайне расплывчатый базис не помешал возникновению современного мифа оказавшего огромное влияние на современную нам массовую культуру. Сам того не желая, Лукас собрал весьма разношерстные ингридиенты и смешав их в коктейль, который должен был развлечь молодежь и принести ему денег, породил огромную фантастическую вселенную и намертво связал режиссера мечтавшего снимать независимое кино с мэйнстримовой франшизой, которая принесла ее создателям и владельцам миллиарды.

В этом плане книга Камински помимо наглядной деконструкции современного мифа, показывает, насколько причудливыми могут быть обстоятельства, которые приводят творца к успеху и как казалось бы обыденные вещи приобретают статус культа, который затрагивает жизни миллионов. Легко найти людей которым нравятся или не нравятся "Звездные войны", но крайне трудно найти тех, кто про них не слышал. О чем говорить, если кино даже породило религиозный культ джедаизма.



Позднее, когда успех фильма стал очевиден, опять же задним числом придумали теорию, что фильм использует отсылки к работам Джозефа Кэмпбелла по мифологии, хотя на деле, это был скорее творческий союз, когда для Кэмпбелла такая реклама была способом продвинуть свою книгу о мифах народов мира, а для Лукаса придать большую глубину истории возникшей из субботней развлекательной фантастики.
Все эти правки задним числом были вполне логичны, так как даже сами творцы не могли в полной мере оценить природу феноменальной популярности "Звездных войн" и пытались как для себя, так и для окружающих придать наукообразность объяснениям популярности "Далекой-далекой Галактики". За давностью лет многое позабылось и ныне господствуют поздние трактовки, комплиментарные для создателей и создающие иллюзию непрерывности творческого процесса. Камински копнул источники конца 70х-начала 80х и наглядно показал, как в причудливой атмосфере американского кино конца 70х происходил закат направления New Wave и Лукас сам того не желая приложил к этому руку своей развлекательной историей, которая принесла ему всемирную известность.

Несколько интересных цитат.



Вскоре после выхода "Американских граффити" режиссера спросили, каким будет его следующий проект, на что он ответил: "Я работаю над вестерном, действие которого развернется в космосе". Корреспондент и прочие гости переглянулись "Так, понятно...". Но Лукас лишь рассмеялся: "Не волнуйтесь - десятилетние мальчишки будут в восторге".
(как в воду глядел, я "Новую надежду" посмотрел аккурат в 10 лет и на меня она тогда произвела неизгладимое впечатление)

* * *

Про "Апокалипсис сегодня".
До выхода его картины в 1979 году снять что-то про Вьетнамскую войну было невозможно. Мы это узнали на собственном опыте. Никто не соглашался иметь дело с таким фильмом. Очень многое из показанного в "Апокалипсисе" публика тогда еще не знала. Никто и понятия не имел, что солдаты сидели на наркотиках. Никто не представлял, какое там творилось безумие. Эти фактиы тогда еще не всплыли. Фильм в то время был отчасти разоблачением, отчасти сатирой, а отчасти историей про озлобленных молодых людей.


* * *

Про задумку.
Переговоры провалились - студия "Кинг Фичерс" затребовала больше денег (за права на "Флэша Гордона"), чем у него был. Лукаса опередил знаменитый итальянский продюсер Дино Де Лоурентис - в это время он как раз уговаривал Федерико Феллини снять полнометражную версию сериала. "Помнится, мы обедали в нью-йоркском ресторане "Пальм" - рассказывал Коппола. - Джордж пришел сам не свой: ему как раз отказались продавать "Флэша Гордона". Вон он и заявил: "Что ж, придумаю собственного".

* * *



Про "Американские граффити".
После ТНХ я понял, что людям плевать, куда катится страна. Фильм в результате приводил зрителей в уныние и отбивал желание менять мир к лучшему. Вот я и решил, что сниму более оптимистическую картину, которая вернет людям веру в своих сородичей. Снимать кино про Уотергейт слишком легко. Куда сложнее оставаться оптимистом, когда окружающий мир располагает к пессимизму и цинизму. Я сам жуткий циник, но оптимизм надо возрождать. Может быть, дети выйдут из кинотеатра и на секунду подумают: "Все-таки мы можем что-то сделать с этой страной - да и сами способны чего-то добиться". Да, это та самая приторная чушь про то, что надо быть хорошим соседом, про американский дух и так далее. И все-таки что-то в ней есть.

* * *


Первый набросок, с которого началась история "Звездных войн", хотя в финальном варианте от него практически ничего не осталось, кроме отсылок.
"Это история Мэйса Винди, достопочтенного джедая-бенду с Опучи, которую поведал нам Си-Джей Торп, ученик-падаван сего прославленного джедая".

* * *

О цели.
Моя главная цель - дать молодежи честный, полноценный мир фантастики, который был у моего поколения. У нас были вестерны, кино про пиратов - куча потрясающих фильмов. А у них только "Человек за шесть миллионов долларов" и "Коджак". Куда делась романтика, приключения и юмор, которые раньше были практически в каждой картине?

* * *



Про Империю и повстанцев.
Уолтер Мерч даже высказывает мнение, что именно "Апокалипсис" в итоге превратился в "Звездные войны", "Звездные войны" - это "Апокалипсис" сегодня в исполнении Джорджа, помещенный в инопланетные декорации. Повстанцы в "Звездных войнах" - это вьетнамцы, а Империя - Соединенные Штаты".
Такую связь можно найти даже в первом синапсисе, где отряд повстанцев наносит удар из джунглей и одерживает победу над Империей - в итоговом сценарии этот сюжет просматривается еще ярче. "Интересовавшая меня тематика из "Апокалипсиса сегодня" во многом перекочевала в "Звездные войны" - говорит Лукас. - Мне стало ясно, что снять фильм не получится, потому что он описывает войну во Вьетнаме. Вот я и решал взять некоторые интересные идеи которые собирался использовать и перенести их в фантастический мир. По сути у нас имеется огромная техногенная империя, преследующая горстку борцов за свободу - или просто обычных людей".


* * *

Про политику.
Что касается политики, речь идет про демократические страны, которые из-за какого-нибудь кризиса отдают власть в руки диктатора...когда я начал работать над первыми "Звездными войнами", это была очень острая тема, потому что как раз недавно у власти был Никсон. В некий момент, перед тем, как его сместили с поста, он предложил внести в конституцию поправку, чтобы перейти на третий срок. Даже когда начался скандал, он твердил: "Если военные меня поддержат, я останусь на посту". То есть мысль такая: "Плевать на Конгресс и угрозу импичмента. Обращусь непосредственно к армии, и мы с ними договоримся, что я остаюсь президентом", Здесь происходит то же самое. Из-за чрезвычайной ситуации в Республике Сенат назначает Палпатина, по сути, "пожизненным диктатором".

* * *


Ли Брэкетт с мужем, знаменитым фантастом Эдмондом Гамильтоном.

Про сценарий "Империя наносит ответный удар".
Режиссер связался с пожилой Брэкетт, которая тогда жила в Лос-Анджелесе, и предложил ей написать "Звездные войны-2"
- Вы когда-нибудь писали киносценарии? - спросил ее Лукас.
- Да, - без затей ответила Брэкетт и начала перечислять свои работы, в ряду которых были "Рио Браво", "Эльдорадо", и "Глубокий сон", написанный вместе с лауреатом Нобелевской премии Ульямом Фолкнером.
Повисла неловкая тишина.
- Вы та самая Ли Брэкетт?!
- Да, - ответила она. - Разве вы не поэтому меня позвали?
- Нет, - признался Лукас. - Я пригласил вас потому, что вы пишите бульварные романы.


* * *



Про культурное значение.
В кругах интеллигенции, где раньше многие пренебрежительно считали фильм сезонной "жвачкой" (пусть и весьма качественной) стали присматриваться к нашумевшей картине пристальнее и проводить многочисленные аналогии с Улиссом и "Одиссеей". Примерно в тож е время Джордж начал рассказывать, что у него уже готово 12 или 9 историй, составленных по давно расписаному плану. Журнал "Time" окрестил фильм мифом, сродни "Величайшей из когда-либо рассказанных историй". Складывалось впечатление, будто Лукас - едва ли не антрополог гарвардского уровня, который рылся в бесчисленных мифологических и религиозных текстах всего мира, пока не сумел вычленить из них самую суть и создать универсальный фильм. Именно тогда, на пике этого безумия, Джордж начал заметать следы, для начала переписав задним числом сценарий "Звездных войн". Сейчас, похоже, произошел поворот в лучших традициях Оруэлла: Лукас теперь словно повторяет заявления тех самых журналистов, которые в те годы сделали его заложником славы. На деле все куда проще: Джорджу нравились дешевые сериалы и комиксы, а природа наградила его талантом рассказчика. Как и все прирожденные писатели, режиссер черпал идеи из коллективного бессознательного, где зародились все величайшие мифы.

Об оценках фильма.
В 1981 году уже на волне успеха Лукас так его охарактеризовал.
Недооценка и переоценка - это одна и та же реакция. Те, кто говорит "Это чепуха, жвачка для мозгов", спорят с теми, кто кричит "Это величайшее событие в истории!". Неправы и те, и другие. Это просто фильм. Его смотрят и радуются...Просто многие склонны воспринимать такие вещи всерьез и слишком увлекаться. Нет бы понять, что надо просто любоваться - как закатом. Не стоит беспокоится о его смысле. Достаточно сказать "Вот ведь здорово!".


В общем книгу строго рекомендую для поклонников фантастики, истории кино 70-80х, современной мифологии и любителей заглядывать за кулисы творческого процесса. Поклонникам "Звездных войн" рекомендовать не буду, так как они про эту книгу и так в курсе, и теми или иными путями с ней ознакомятся.

Подписаться на Telegram канал colonelcassad

Записи из этого журнала по тегу «Джордж Лукас»


promo colonelcassad июль 14, 2008 13:44 33
Buy for 750 tokens
Мои контакты и аккаунты в соцсетях, куда настроен кросс-постинг материалов блога и где меня можно найти. В некоторых из них ведутся публикации помимо основного блога. Подписывайтесь на онлайн уведомления о выходе постов (поддерживаются ПК, планшеты, смартфоны): Подписаться Подписывайтесь,…

Разгул сатанизма в Риме №4 = в США?

Он правит бал свой, даже не тая себя?

Лучший правитель России за последние 100 лет

Можно 2-3 кандидата





(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)

лучший правитель России.

Насчет Брежнева - категорически не согласен.
Может быть и не худший, но к лучшим его отнести никак нельзя.

Именно при нем были заложены все тенденции, которые привели к распаду страны.
Именно при нем в партию табуном ломанулись разного рода карьеристы.
Поглядите - все главные жулики перестройки, да и современные - из брежневской КПСС или комсомола.
Именно его режим подготовил появление Горбачевщины и Ельцивщины.

Ленина - тоже к лучшим правителям отнести никак нельзя.
Он затеял эту заварушку, которая в итоге привела народ к громадным жертвам.
Ну, а после - он попросту помер и расхлебывали эту кашу уже другие.
Что получилось бы, если бы он правил дальше, т.е. - какой он правитель - неизвестно.

(Удалённый комментарий)
Отличный пост, Вы мне очень помогли, спасибо!

Очень интересный обзор книги. Часть цитат об истории ЗВ, как старый фанат, знаю, часть внезапно прочел впервые. Так что, пожалуй, она мне нужна как компилированный источник :)

Да я сам для себя много нового открыл. Очень интересная работа.

Считаю, что половина успеха фильма (первого) из-за прекрасной музыки. Ну и актёры обаятельные снимались. А сам сюжет так себе, и правда для 10-ти летних мальчишек.

Успех еще и из-за атмосферы в первых фильмах...

И из-за антуража, оригинальных задумок, персонажей, двух юморных роботов, ...

Многое потом было растащено в другие фильмы.

Edited at 2016-02-08 00:07 (UTC)

"Властелин колец"

Вот она первооснова, "как не трудно понять из названия посвящена культурному феномену "Звездных войн".



(Удалённый комментарий)
И почему мне всегда было положить на эти "Звёздные войны"? Пытался смотреть, но дольше 20 минут выдержать не мог - скука жуткая.

Edited at 2016-02-07 22:11 (UTC)

Путин готовит в преемники своего бывшего телохранител


просто, иди нахер

скаклы, не хочется материться, но вы же вынуждаете...

Про дешевые сериалы и комиксы, и историю с Ли Брекетт- зачет ))

Мне казалось что у людей старше 30-и лет подобные вещи должны выпадать из сферы интересов ( конечно если это не является их бизнесом ) По-видимому я ошибался.

Не зря это даже религией стало.
Не хуже других прочих религий.

У всех религий есть общая "внутренняя" часть, которая учит работать с универсальной энергией ("Силой") и духом.

Исихазм в христианстве, суфизм в исламе, йога и тантра в индуизме и буддизме, внутренняя алхимия в даосизме.

Названия разные, а истинная суть практики одна.
Так что почему бы и не джедаизм :)

- Вы та самая Ли Брэкетт?

Ли Брэкетт - жена известного писателя фантаста Эдмонда Гамильтона.
Автора романа "Звёздные короли".
Именно из романа "Звездных королей" и "Возвращение к звёздам" Гамильтона было многое заимствовано в "Звездных Войнах".

Влияние Гамильтона (из Википедии):
«Похитители звёзд» (1929) и «В недрах туманности» (1929) — первые произведения научной фантастики, в которых была выдвинута концепция "Галактической Федерации".
Основой сюжета дилогии Гамильтона «Звёздные короли» (1947) и «Возвращение к Звёздам» (1969) стали т.н. «звёздные войны». Значительная часть антуража фантастической саги «Звёздные войны» Джорджа Лукаса взята из Гамильтона. Сценарий фильма «Империя наносит ответный удар» («The Empire Strikes Back» (1980, 1997) написан в т.ч. Ли Брэккет, женой писателя.

Световой меч, популярный сегодня благодаря тем же «Звёздным войнам», был впервые придуман и описан Гамильтоном еще в 1933 году, в романе «Калдар, мир Антареса».

Edited at 2016-02-07 23:30 (UTC)

Так что эпизод с Брэкетт - выдумка.Работать в американском кино в те годы вместе с Копполой и не знать, кто написал сценарий КУЛЬТОВОГО фильма с КУЛЬТОВЫМ Хэмфри Богартом по КУЛЬТОВОМУ Реймонду Чандлеру...