?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Распространить тоталитарную пропаганду Следующий пост
Дальневосточная катастрофа Британского флота
Основной
colonelcassad

Завтра будет очередная годовщина одного из наиболее болезненных поражений Британского флота во Второй мировой войне. 10 декабря 1941 года японские бомбардировщики и торпедоносцы потопили линейный корабль "Принс оф Уэлс" и линейный крейсер "Рипалс". Для английского флота, это был фактически собственный Перл-Харбор.


Адмирал Томас Филлипс

Флагманский корабль адмирала Томаса Филлипса "Принс оф Уэлс" был новейший линкором серии "Кинг Джордж V" и к моменту своей гибели успел прослужить менее года.




"Принс оф Уэлс" на ходовых испытаниях. 
 
Линкор имел отличную от классической компоновку орудий главного калибра. 10 орудий калибра 356мм размещались всего в 3-х башнях, носовая и кормовая из которых имели сразу по четыре орудия. Подобными экспериментами баловались на практике и французы, хотя основные морские державы в целом придерживались "классики" в 2 или 3 орудия главного калибра на башню.
 

"Принс оф Уэлс" незадолго до боя в Датском проливе.
 
В состав флота он был принят 19 января 1941 года, и очень скоро он успел принять боевое крещение, под командованием капитана Лича, "Принс оф Уэлс" принимал участие в бою с немецким линкором "Бисмарк" в Датском проливе 24 мая 1941 года, когда немцы потопили флагманский корабль англичан - линейный крейсер "Худ". На момент боя, на "Принс оф Уэлс" все еще находились рабочие судоверфи.

Линейный корабль "Бисмарк" и тяжелый крейсер "Принц Ойген" ведут огонь по британской эскадре.


Линейный крейсер "Худ" за несколько минут до своей гибели.
 

Линкор "Принс оф Уэлс" проходит мимо погибающего "Худа".

 

Бой в Датском проливе. Горящий корабль в центре - "Принс оф Уэлс".
 
После гибели "Худа" практически в начале боя, "Принц Уэлльский" оказался вынужден сражаться против превосходящего противника. Линкор получил несколько попаданий снарядами главного калибра "Бисмарка", которые причинили ему немалый урон, сам же "Принц Уэлльский" смог добиться незначительных повреждений на "Бисмарке", после чего англичане вышли из боя, хотя по мнению историков, прояви адмирал Лютьенс и капитан "Бисмарка" Линдеманн должную решимость и меньшее почтение к указаниям руководства Кригсмарине, немецкая эскадра вполне могла добить поврежденный британский линкор.
 
После устранения повреждений, линкор успел в августе 1941 года отметится в другом историческом событии - на его борту прошла встреча Рузвельта и Черчилля в августе 1941 года.
 
"Принс оф Уэлс" в бухте Арджентия.


"Принс оф Уэлс" и пришвартованный к нему американский эсминец "МакДугал". 

Рузвельт и Черчилль на борту линкора "Принс оф Уэлс"




Черчилль на палубе "Принс оф Уэлс".
 
На этой конференции в бухте Арджентия была заключена так называемая "Атлантическая Хартия" www.hrono.ru/dokum/19410814.html, которая заложила концептуальные основы создававшейся антигитлеровской коалиции. Вскоре к Хартии присоединился Советский Союз. Таким образом, на борту линкора закладывался фундамент коалиции США, Британской Империи и Советского Союза. 
Собственно, менее чем за один год, новейший линкор успел засветиться в трех событиях исторического масштаба. Последнее "событие", стало для него роковым.
 
К концу лета 1941 года, для Британского руководства  стало весьма очевидным, что война на Тихом Океане может разразится в самое ближайшее время. Основные силы британского флота были перегружены тяжелой борьбой с немцами и итальянцами и поэтому флот на Тихом Океане был весьма слабым. Для усиления сил на Дальнем Востоке, при участии Черчилля, была осуществлена передислокация сил - с основных театров военных действий еще до начала войны на Тихом Океане были выведены линкор "Принс оф Уэлс" и линейный крейсер "Рипалс", последний, при всех своих достоинствах относился к отмирающему классу линейных крейсеров - корабль имел явно недостаточное бронирование и страдал при стрельбе собственных орудий главного калибра - (шесть 381мм орудий), которые приводили к деформациям корпуса.

В августе был разработан план посылки в Сингапур 6 линкоров, современного авианосца и легких сил весной 1942. Но потери, которые понесли в последнее время Флот Метрополии и Средиземноморский флот, помешали отправить хоть один корабль до октября 1941. Именно тогда новый линкор «Принс оф Уэлс» был выбран флагманским кораблем контр-адмирала сэра Т. Филлипса, бывшего заместителя начальника штаба ВМФ. Но в Лондоне неожиданно вспыхнули споры по стратегическим вопросам. Адмиралтейство желало сосредоточить все силы, которые удастся собрать, в Индийском океане, где флот будет находиться в самом центре важного стратегического района. Зато премьер-министр хотел расположить небольшое соединение быстроходных и современных кораблей в Сингапуре. Он полагал, что таким образом будет оказано сдерживающее влияние на агрессивные намерения японцев. Форин Оффис поддержал точку зрения премьера, и наконец Первый Морской Лорд согласился послать «Принс оф Уэлс» в Кейптаун с условиям, что его дальнейший маршрут будет определен позднее. Но ни Адмиралтейство, ни адмирал Филлипс не сомневались, что его пошлют в Сингапур
militera.lib.ru/h/roskill/09.html - Росскил "Война на море"

Как видим, решение определившее судьбу этих кораблей носило скорее политический, нежели военный характер. Собственно, современники и более поздние исследователи не раз отмечали страсть Черчилля к подобного рода авантюрам в вопросах стратегического и оперативного характера. За его ошибки предстояло расплачиваться морякам. Тем не менее, в защиту Черчилля можно сказать, что действовал он в условиях недостатка информации при крайнем напряжении всех сил Британской империи. Не ошибается тот, кто ничего не делает. В данном случае, Черчилль с позиций сегодняшнего "послезнания" явно ошибся.
 

 
Основными задачами находившегося под командованием адмирала Филлипса "Соединения Z" было усиление английского военного присутствия в регионе, читай демонстрация силы с операционной базы в Сингапуре и прикрытие английских колониальных владений. Современный линкор в компании линейного крейсера разумеется при удачном стечении обстоятельств мог помешать планам японцев по захвату английских колоний и самого Сингапура, опоры Британской Империи на Дальнем Востоке. Тем не менее, учитывая общее превосходство Японского флота и авиации в регионе, данное решение было по меньшей мере авантюрным. Разумеется, это с позиций "послезнания", Адмиралтейство и Черчилль (в большей степени) в этом отношении питали ряд иллюзий, базирующихся на недостаточной оценке японских сил.

В начале декабря, флагманский корабль "Соединения Z" "Принс оф Уэлс" прибыл в Сингапур. В это время осуществление Японией планов нападения на США, Британию, Голландию и прочих - уже вошло в фазу осуществления. 
 

"Принс оф Уэлс" на рейде Сингапура.
 
Прибытие кораблей Филлипса в Сингапур не осталось без внимания японцев и они весьма оперативно приняли меры противодействия. Воздушная группировка в районе предполагаемого действия кораблей Филлипса была усилена. В районе Сингапура велась усиленная авиаразведка. 
В первых числах декабря Адмиралтейство начало "что-то подозревать", угроза японского удара по Сингапуру и прочим британским владениям становилась все более реальной, ввиду чего было принято решение, убрать корабли с уязвимой позиции. 5 декабря 1941 года, за 2 дня до Перл-Харбора, "Рипалс" вышел из Сингапура в направлении Австралии, с целью перебазирования в Порт-Дарвин. Но после получения информации об обнаружении японских транспортов в Южно-Китайском море, получил указания вернуться. 

7 декабря, Япония нанесла удар по Перл-Харбору, выведя из строя линейное ядро Тихоокеанского флота США. Ударам так же подверглись колониальные владения других государств, включая британские. Произошло то, чего опасались в Адмиралтействе, соединения Филлипса оказалось на уязвимой позиции, обладая недостаточными силами, перед лицом японской угрозы, прежде всего с воздуха.
 
 
 

8 декабря 1941 года - "Принс оф Уэлс" проходит пролив Джохор направляясь в свой последний поход.
 
Вечером 8 декабря адмирал Филлипс вышел из Сингапура с «Принс оф Уэлсом», «Рипалсом» и 4 эсминцами, чтобы атаковать японские десантные силы, намеревавшиеся высадиться в Сингоре на северо-восточном берегу Малайи. Перед выходом в море он потребовал от КВВС провести разведку к северу от предполагаемого курса, а также обеспечить истребительное прикрытие над районом возможного боя. Однако рано утром 9 декабря Сингапур известил его, что истребителей не будет. Адмиралу также передали, что, по данным разведки, в Индокитае собрано большое число японских бомбардировщиков. Эта информация, а также тот факт, что его соединение было обнаружено японскими самолетами, заставили Филлипса отказаться от намеченной атаки.
militera.lib.ru/h/roskill/09.html

Интересен тот факт, что японцы получили от своих разведывательных самолетов информацию, что 9 декабря корабли Филлипса все еще находились в Сингапуре, тогда как они покинули его вечером 8 декабря.

Американский историк Мориссон добавляет:
Так «Принс оф Уэлс» и «Рипалс», эскортируемые эсминцами «Электра», «Экспресс», «Вэмпайр» и «Тенедос», 8 декабря в 17 ч. 35 мин. вышли из Сингапура. Адмирал Филипс, оставив начальника своего штаба на береговом командном пункте, сам вышел в море, подняв свой флаг на «Принс оф Уэлс». Вскоре после 12 часов ночи была получена радиограмма из Главного штаба о том, что британские военно-воздушные силы полностью использованы в противодесантных действиях, и адмирал не может рассчитывать на воздушное прикрытие у Сингоры. Японские тяжелые бомбардировщики уже находились в южной части Индокитая, и английское командование запросило генерала Макартура разрешить посылку «Летающих крепостей» Бреретона для проведения воздушного налета на базы этих бомбардировщиков. Филлипс не знал о том, что Дальневосточные силы США находились в безвыходном положении. 
militera.lib.ru/h/morison_s1/07.html

Фактически, Филлипс оказался без авиаподдержки и полных развед.данных в районе сосредоточения крупных сил японской авиации. События начали развиваться по худшему для британцев сценарию. Филлипс первоначально приняв верное решение об отходе ввиду неблагоприятной оперативной обстановки, несколько часов следовал курсом на Сингапур, но получив сообщение, что в районе Каунтана проходит высадка японских экспедиционных войск, решил ближе к ночи 9 декабря, проследовать в район, где по полученным сведениям могли находится японские транспортные суда и силы прикрытия. О своем маневре, Филлипс поддерживая режим радиомолчания базу в Сингапуре в известность не поставил, 

По этому поводу все тот же Росскил пишет:
 В тот же день в 20.15 он повернул назад в Сингапур. Незадолго до полуночи Филлипс получил радиограмму из Сингапура, что противник высаживается в Куантане, который находится гораздо южнее Сингоры. Этот пункт лежал не слишком далеко от обратного курса британской эскадры. 10 декабря в 1.00 Филлипс повернул на запад, чтобы выйти к Куантану. Однако он не сообщил в Сингапур о своих намерениях и не запросил выслать истребители, чтобы встретить эскадру у берега. Его нежелание нарушать радиомолчание вполне понятно, но нельзя [232] было требовать от командования базы, чтобы оно угадало намерения Филлипса и тоже отреагировало на сообщение о японской высадке. В итоге информация о японской высадке оказалось ложной, а линкоры остались без истребительного прикрытия в районе, где легко могли подвергнуться мощной воздушной атаке.

Так была подготовлена сцена для трагедии. Комплекс ошибочных решений и случайностей привел к тому, что к утру 10 декабря 1941 года, "Соединение Z" оказалось перед угрозой мощных концентрированных ударов японской авиации. Японцы обнаружили соединение Филлипса еще 9 декабря и утром 10 декабря выслали для атаки 51 торпедоносец и 34 бомбардировщика. Англичанам и тут катастрофически не повезло. Уж не везет, так не везет. Идущие с севера японские самолеты разминулись с соединением Филлипса и лишь на обратном пути случайно наткнулись на него. Отличные погодные условия и отсутствие противодействия со стороны британской авиации делало ситуацию для японцев практически идеальной. Следует отметить, что огромная заслуга в этой удаче принадлежит прежде всего самим англичанам и персонально адмиралу Филлипсу.
 





Японские бомбардировщики над кораблями Филлипса.
 

http://www.ibiblio.org/hyperwar/UN/UK/RN/BS-14_POW+Repulse/img/BS-14-5.jpg - карта маневрирования "Соединения Z".
Обратите внимание, что если бы Филлипс следовал прямым курсом на Сингапур, то у него были неплохие шансы выскользнуть из под удара, хотя вероятность пересечения курса его кораблей с маршрутом ударной группы японцев сохранялась. Довольно наглядное свидетельство тяжелой оперативно-тактической обстановки, в какую попал Филлипс к утру 10 декабря.

Но английские корабли опоздали — японские транспорты уже возвращались на свои базы. Адмирал Филлипс не знал этого и шел на север, оставляя острова Анамбас слева. 9 декабря в 6 ч. 29 мин. он получил известие о том, что эскадренный миноносец «Вэмпайр» заметил японский самолет. Не имея воздушного прикрытия, Филипс входил в радиус действия японских самолетов. Он надеялся неожиданно совершить нападение на японский конвой в Сингоре. Таким образом, он достиг района в 150 милях южнее Индокитая и 250 милях восточнее Малаккского полуострова. В 18 ч. 30 мин. погода прояснилась и были замечены три японских морских разведчика. Филлипс понял, что его позиция опасна и неудобна. Он отдал приказ немедленно повернуть и быстрым ходом идти обратно в Сингапур. Если бы он не изменил своего решения, все кончилось бы благополучно. В то время как он направлялся к югу, донесения, полученные из Сингапура, рисовали ужасную картину надвигавшейся не Малайю войны. Английская армия поспешно отступала. К вечеру 9 декабря было получено сообщение о высадке морской пехоты противника в Куантане, расположенном между Кота-Бару и Сингапуром. Зная о нависшей над Сингапуром опасности, адмирал Филлипс решил рискнуть своими силами и напасть на Куантан. Но донесение оказалось ложным, и его действие имело роковые последствия.
militera.lib.ru/h/morison_s1/07.html
 
10 декабря 1941 года - линкор "Принс оф Уэлс" и линейный крейсер "Рипалс" под ударами японской авиации. Съемка с борта одного из бомбардировщиков.
 
Источники так описывает произошедшую катастрофу:
 
На рассвете 10 декабря в 60 милях от Куантана был замечен неопознанный самолет. Адмирал продолжал идти своим курсом, но с «Принс оф Уэлс» вылетел разведывательный самолет. Никаких признаков противника [229] не было обнаружено. Эскадренный миноносец «Экспресс» шел впереди, чтобы провести разведку гавани Куантана, она оказалась пустой, и в 8 ч. 35 мин. эсминец снова присоединился к флагманскому кораблю. Все еще не предполагая, что сведения об угрозе Сингапуру были ложными, адмирал продолжал поиски несуществовавшего противника — сначала в северном, а затем в восточном направлении. 10 декабря в 10 ч. 20 мин. над «Принс оф Уэлс» появился самолет. Команда немедленно открыла огонь. Вскоре после 11 ч. корабли были атакованы девятью японскими бомбардировщиками. Над кораблями появлялось все больше и больше японских самолетов, и вскоре над ними уже было около 50 высотных бомбардировщиков и торпедоносцев. Они причинили большие повреждения обоим крупным кораблям. В 12 ч. 33 мин. «Рипалс» перевернулся; линкор «Принс оф Уэлс» потерял управление и через час затонул, перед этим сильно ударив «Экспресс». Многие из оставшихся в живых моряков были подобраны эсминцами — но ни адмирала Филипса, ни командира «Принс оф Уэлс» среди них было.
 
Эсминцы "Электра" и "Экспресс" на месте катастрофы. Съемки с борта одного из атакующих самолетов.
 
10 декабря в 11.00 началась искусная и решительная атака. Очень быстро британский флагман получил 2 попадания торпедами, которые причинили серьезные повреждения рулям и винтам. Почти вся зенитная артиллерия линкора вышла из строя. «Рипалс» сначала уклонялся от торпед, умело маневрируя. Но его атаковало слишком много самолетов. В конце концов, линейный крейсер получил 4 торпедных попадания, и его судьба была решена. Тем временем «Принс оф Уэлс» получил еще 2 торпедных попадания. Линкор медленно двигался на север с большим креном. В 12.33 «Рипалс» перевернулся и затонул. Через 50 минут перевернулся и «Принс оф Уэлс». Эсминцы подобрали 2081 человека из 2921, находившегося на борту двух кораблей. Ни адмирала Филлипса, ни командира «Принс оф Уэлса» капитана 1 ранга Дж.К. Лича среди спасенных не было.
militera.lib.ru/h/roskill/09.html

 
 
Эсминец "Экспресс" снимает экипаж с гибнущего "Принс оф Уэлс".
 
 

В итоге, "Принс оф Уэлс" и "Рипалс", стали первыми крупными линейными кораблями в истории, которые были потоплены авиацией в открытом море, когда они могли свободно маневрировать и использовать весь наличный оборонительный потенциал. На деле же была показана уязвимость подобных кораблей от массированных воздушных атак, с которыми обычное зенитное прикрытие справиться не могло. Зависимость действий линейных кораблей от поддержки с воздуха стала очевидной. Данный случай стал очередным доказательством того, что эра крупных линейных кораблей уходила в прошлое, освобождая место новым повелителям морей - авианосцам.
Для самой Британии, гибель "Соединения Z" стала настоящем катастрофой не только в военном, но и в имиджевом отношении. Последующее падение Сингапура фактически переломило хребет Британской Империи на Дальнем Востоке и от этого удара она уже никогда не оправилась. В этом плане, гибель кораблей Филлипса имела далекоидущие последствия. Помимо этого, катастрофа на море, повлекла за собой падение морального духа британских и колониальных войск, ввиду чего должного сопротивления японским войскам они не оказали.
Союзники лишились последних линейных кораблей на Дальнем Востоке (американские линкоры были либо потоплены, либо сильно повреждены), в последующих боях в Яванском море, была разбита наспех собранная англо-американо-голландская эскадра из тяжелых крейсеров и эсминцев, после чего японское наступление безостановочно катилось во все стороны вплоть до сражения в Коралловом море в мае 1942 года, когда впервые состоялось сражение авианосцев.
 

Репродукция Накамуры Каничи - "Морской бой у Малайи".
 
Нельзя не согласится с выводом Росскила по итогам этой катастрофы.

В ретроспективе можно сказать, что отправка слабого и несбалансированного соединения на театр, где находились крупные силы противника, являлось очевидной ошибкой. Можно только жалеть, что Адмиралтейство пошло на поводу у тех, кто утверждал, будто такое соединение окажет «сдерживающий эффект» на японцев. Что касается последней операции, то первоначальная цель адмирала Филлипса — атака десантных сил у Сингоры — была вполне разумной. Он не мог стоять неподвижно, когда Малайя и Сингапур, защита которых являлась главной целью его прибытия туда, находились в серьезной опасности. Филлипс превосходно понимал, что риск такого похода исключительно велик. Трудно сказать, какова была бы судьба его эскадры, если бы он не отреагировал на ложное сообщение о высадке возле Куантана. Но еще труднее объяснить его нежелание сообщить на базу о своих планах ночью 9—10 декабря. Впрочем, если бы Филлипс даже сделал это, перегруженные КВВС вряд ли смогли бы надежно прикрыть его корабли. Адмиралтейство превосходно понимало, каким опасностям подвергалась британская эскадра в начале декабря. Оно посоветовало Филлипсу увести корабли из Сингапура. Можно лишь пожалеть, что были отправлены рекомендации, а не прямой приказ. Судьба Сингапура, где мы собрали большое количество вооружения и запасов, вызывала в Лондоне серьезные опасения. Но правда заключалась в том, что база, на укрепление которой мы потратили столько времени и денег, была бесполезна, так как у нас не имелось флота, который мог бы действовать оттуда.
militera.lib.ru/h/roskill/09.html

Последнее предложение, весьма точно характеризует ту степень упадка Британской Империи, когда для защиты всех своих огромных владений, ей элементарно не хватало наличных средств. К этому состоянию Владычица морей пришла отнюдь не в 1941 году, путь к такой ситуации был начат на Вашингтонской конференции, где был ликвидирован "двудержавный стандарт" (согласно которому флот Британии должен был превосходить объединенные флоты двух любых других Великих держав) и разорван союз с Японией. Экономия на флоте в 20-30 годы и его сокращение принесли свои горькие плоды.
Гибель "Соединения Z" стала для Британии одним из наиболее тяжелых поражений в той войне, причем скорее не в военном, а в моральном и политическом отношениях.

Оба погибших корабля и по сей день лежат на дне, там где их застигли японские бомбардировщики в то роковое утро 10 декабря 1941 года.
 




Орудия линейного крейсера "Рипалс".




 
Подписаться на Telegram канал colonelcassad

promo colonelcassad june 11, 17:10 172
Buy for 750 tokens
На днях пересекся в Севастополя с Максимом Григорьевым, которого хорошо знаю еще по 2014-2015 году, когда он подготовил два отличных отчета, где были задокументированы военные преступления, пытки и факты жестокого обращения со стороны ВСУ, СБУ и МВД Украины за 2014-2015 года…

  • 1
1. Мне вот интересно, зачем на суда нанесён камуфляж? Только для маскировки на стоянке?
2. По поводу причин повлиявших на решения адмирала Филлипса, возможно ответ косвенно кроется в описании истории конвоя в книге Маклина Алистера "Полярный конвой".

1. Про камуфляж кораблей можно почитать тут

http://partwork-model.ru/index.php/component/content/article/45--qq/119--qq

http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Kavur/08.htm

http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Kavur/08.htm

И вот наглядная картинка еще
http://sukhoi.ru/forum/attachment.php?attachmentid=106267&d=1268223745

2. Касательно Маклина, есть такое дело...Хотя все мотивы, которые подтолкнули Филлипса к роковому решения мы вряд ли узнаем.

Спасибо, почитал.
К теме конечно не относится. Прошу прощения.

ИМХО: В первой ссылке есть упоминание камуфляжа для маскировки под скалы, что очевидно и эффективно, но вот на воде маскировка должна выполняться по другому принципу, что и подтверждается в других ссылках.
Скажем самолеты в ВОВ были двухцветные, сверху имитировали цвет земли, снизу цвет неба, это было эффективно.
Еще раз прошу прощения за оффтоп.

Так это еще Винипух, "Я тучка тучка тучка я вовсе не медведь")))
Линкоры пели японским бомбардировщикам "Я остров остров остров, я вовсе не корабль"))

тут еще и попытка замаскировать класс корабля, ИМХО

На фоне неба это проще сделать по силуэту, что походу и делалось.

Спасибо, с удовольствием прочитал.

Японцы молодцы… до 42го года. И разгром англичан их ничему не научил…

Недавно по телеку говорили про сражение первой мировой, где англичане для продвижения на 120 км вглубь немецкой обороны потеряли по 90к человек на км, итого примерно миллион за месяц.
Кровавый тиран КтоТамУНихБыл гнал британских солдат заградотрядами на пулеметы

Про англичан не писал, но вот про французов и немцев, очень даже...

Трупозаваливание
http://colonelcassad.livejournal.com/112165.html

ага, прочитал, познавательно.
Хотя добавить проценты потерь от численности для пущего эффекта не мешало бы

китаец

(Анонимно)
чего совсем не понимаю. На что рассчитывали бритишмены в Азии, не имея там авианосных групп и сухопутной армии? Ну хотя бы 30 ланкастеров и 60 спитфайров нашли бы для прикрытия и джапов побомбить, Сингапур прикрыть. Организовать оборону "по типу Севастополя".
Или действительно, лучше сразу в Дарвин. На джапы и Дарвин бомбили, и Коломбо. Так что лучше сразу В Сидней и отсидеться.

(Анонимно)
А Льютенсу надо было добивать prince of wales и чесать назад в фатерлянд со своим бисмарком да и ойгеном тоже. Но действительно, орднунг в кригсмарине превыше всего. Потом новолуния очередного дождаться и ещё разок попробовать Датским проливом пройти. Хотя, там бы уже весь флот англицкий его ждал бы. Раздолье для Деница.
Но правильно писал Переслегин, морская война решалась в Средиземном море, а Муссолини со своими линкорами обосрался.

А сколько японцы самолетов в этой операции потеряли?

  • 1