СolonelСassad (colonelcassad) wrote,
СolonelСassad
colonelcassad

Category:

Пена дней



Посмотрел экранизацию известного романа французского писателя Бориса Виана "Пена дней".



Сразу скажу, что с творчеством Виана знаком весьма поверхностно, а "Пену дней" и вовсе не читал, так что насколько там фильм соответствует или не соответствует книге, пусть судят ценители творчества Виана. Ниже, впечатления строго от фильма, так что если что не так - все можно списать на происки режиссера Гондри.



Фильм оставил крайне смешанные впечатления. Сам по себе он длинный и идет более 2-х часов. В первые минут 40, я раза 3 порывался закончить просмотр, но все же решил досмотреть до конца и понять, о чем же все это. В итоге, вторая половина фильма показала, что решение досмотреть было правильным.



Нам рассказывают историю о группе беспечных людей, судьбы которых жизнь безжалостно перетирает в порошок, куда как более мелкий, нежели пресловутая лагерная пыль Лаврентия Павловича.
Их трагедия, разворачивающаяся после пространного показа их беспечности перед серой и страшной реальностью, намного более живая, а их проблемы куда как более жизненные и реалистичные, нежели фальшивые страдания "беспечных" героев "Великого Гетсби". При этом, сам сюжет по банальности от "Гэтсби" не далеко ушел.



Ведущий богемно-обывательскую жизнь Колен влюбляется в девушку Хлою, на которой вскоре женится. Затем Хлоя заболевает нимфеей и тяжело болеет, высасывая из хрупкого семейного рая деньги и цвет. Рушится уютный мирок Колена, попутно разрушаются судьбы и его друзей, хотя его вины в этом особой нет.
В конце героиня умирает, оставляя героя в виде пустой оболочки полной отчаяния и зрителя с картиной полной безысходности. Вроде бы не хитро, но подано все весьма жизненно и болезненно.



В процессе этой трагедии, герои выпадают из своего беспечного мирка, сталкиваются с жестокостью мира основанного на деньгах и эксплуатации человека человеком, вкупе с его механизированной безжалостностью. Беспринципная жадность церковников или плавающий в своем сферическом шаре философского словоболудия Сартр-Партр, логичным образом дополняют безысходность не только материального, но и духовного мира. Ибо когда шоры упали с глаз, а деньги закончились - стены начали сжиматься не только в квартире с больной Хлоей, но и в мире, окружавшем беспечного Колена. И если раньше он мог шиковать в бутиках и ресторанах, занимая другу десятки тысяч, то в конце у него нет даже 200 местных "франков", чтобы заплатить за бедные похороны Хлои.
Реальность оказалась сильнее любви и дружбы и несмотря на все героические усилия Колена, все по большому счету оказалось напрасным. Так что лучшим словом описывающим фильм "Пена дней" будет безысходность. В какой-то мере, фильм является полным антиподом "Амели", как гимна легкой и всепобеждающей беспечности в любви и жизни. Здесь все милые и забавные вещи, которые так радовали в "Амели", грубо втаптываются в грязь. Причем настолько, что если в начале я смотрел фильм отстранено и без особого интереса к происходящему, то ближе к концу пару раз аж ком к горлу подкатывал. Пересматривать вряд ли буду, да и книжку читать тоже как то особо не хочется. Слишком уж тягостно, лучше "Амели" пересмотреть.



В "Пене дней" хорошо показано, сколь хрупко и мимолетно счастье в нашем мире и как легко оно слова пена из тел и книжек, смывается по лестнице жизни, оставляя после себе лишь смерть и пустоту. В этом отношении, фильм несмотря на радостно-цветастое начало, очень мрачный, как визуально, так и в плане заложенных смыслов. Режиссер это намеренно подчеркивает - картинка по ходу действия постепенно выцветает, от ярких красок до полного черно-белого кино.
Как говорил Морфеус на развалинах мира Матрицы "Добро пожаловать в пустыню реальности".



Актерская игра в фильме хорошая, и расстающийся с беспечностью Колен пытающийся вырваться из засасывающего болота безденежья и умирающая Хлоя, оставляют очень яркие впечатления своими образами. Одри Тоту мне нравилась еще с "Амели", и даже несмотря на возраст (а ведь девушке с Монмартра уже 37), здесь она по прежнему крайне мила, ну и как актриса она всегда была хороша.


На мой взгляд она одна из лучших французских актрис. В недавнем фильме про Коко Шанель, тоже отлично сыграла.



Из второстепенных персонажей хороши Шик помешанный на дешевой-дорогой философии Партра (сразу вспомнились коллекционеры-наркоманы из "Торговцев Венеры" Фредерика Пола) и негр-повар, который несмотря на все ужасы наступающей реальности, пытается бескорыстно остаться другом страдающим героям.



Главный же минус фильма, помимо затянутого начала, это крайняя визуальная перегруженность фильма. Режиссер Гондри большой затейник, и окружающий мир героев изображает в гротескно-абсурдном стиле, ввиду чего глаз постоянно раздражают необычные образы обычных вещей.



Это на самом деле хорошо, так как показывает, иллюзорность мира Колена и Хлои. Но этого слишком много, ввиду чего первая половина фильма представляет собой какой-то мало-осмысленный калейдоскоп образов, практически не двигающих сюжет. Форма слишком явно задавила содержание, что столь часто бывает в арт-хаусных фильмах.



Причем надо понимать, что все визуально-технические экзерсисы Гондри, они отнюдь не красивы. Совсем нет. Они скорее затейливы, а иногда уродливы, плюс наличие расчлененки, так же делает визуальный ряд рваным и неровным. Разумеется, за каждым причудливым образом режиссер запрятал тот или иной небольшой смысл, но их слишком много, в результате чего получается каша.



В общем, на мой взгляд, режиссер тут явно что-то перемудрил. На мой взгляд, чуть более классическая картинка пошла бы фильму только на пользу.
Музыка в фильме под стать его настроению. Среди редких светлых мелодий, играют тягостные мотивы Дюка Эллингтона, которые в контексте происходящих событий навевают тоску и чувство безысходности. Видимо для замысла автора, такое музыкальное сопровождение самое оно.



В целом, же впечатления от фильма смешанные. Если рассматривать кино в целом, то фильм скорее понравился, хотя есть и очевидные претензии к форме. Но так как я содержание обычно ставлю выше формы, то как мне кажется, данные огрехи не в меру фантазирующего Гондри фильму можно простить. Что касается пессимистических взглядов Виана на жизнь, то они вполне имеют место быть, даже если вы в оценке проблем постигших Колена и Хлою более оптимистичны и верите в лучшее в людях. Поэтому на мой взгляд, "Пена дней" один из тех фильмов 2013 года, которые можно рекомендовать для вдумчивого просмотра, хотя я не гарантирую, что он вам понравится, как формой, так и мрачным взглядом на жизнь. Если же вам нравится подумать о бренности бытия, то "Пена дней" явно для вас.

Tags: Борис Виан, Одри Тоту, Пена дней, Франция, арт-хаус, кино
Subscribe

  • Самые быстрые вещи на Земле

    Самые быстрые вещи на Земле В порядке возрастания - гепард, самолет, скорость света, печатный станок Федерального резерва США.

  • В думах о Речи Посполитой

    И я вижу, что дозревает мысль о том, что Первая Речь Посполитая была государством не только поляков, понимаемых этнически, а была большим…

  • Захват ратуши в Пуатье

    Видео из Пуатье, где протестующие против коронавирусных ограничений ворвались в городскую ратушу и выбросили в окно портрет Макрона, на котором…

promo colonelcassad июль 14, 2008 13:44 38
Buy for 750 tokens
Мои контакты и аккаунты в соцсетях, куда настроен кросс-постинг материалов блога и где меня можно найти. В некоторых из них ведутся публикации помимо основного блога. Подписывайтесь на онлайн уведомления о выходе постов (поддерживаются ПК, планшеты, смартфоны): Подписаться Подписывайтесь,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

  • Самые быстрые вещи на Земле

    Самые быстрые вещи на Земле В порядке возрастания - гепард, самолет, скорость света, печатный станок Федерального резерва США.

  • В думах о Речи Посполитой

    И я вижу, что дозревает мысль о том, что Первая Речь Посполитая была государством не только поляков, понимаемых этнически, а была большим…

  • Захват ратуши в Пуатье

    Видео из Пуатье, где протестующие против коронавирусных ограничений ворвались в городскую ратушу и выбросили в окно портрет Макрона, на котором…