?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Распространить тоталитарную пропаганду Следующий пост
Что почитать - Государь
Деревня Дураков
colonelcassad


“…Если рассматривать "Государя" в его историческом контексте - раздробленная, оккупированная, униженная Италия - … он предстанет перед нами как истинно великое творение подлинного политического ума высокой и благородной направленности…". (с) Гегель

Довольно банально, но данная книга входит в довольно узкий набор той нестареющей классики управления массами, которая пережила все этапы изощренного совершенствования методов подавления, контроля и управления. Древний труд Макиавелли ценен прежде всего тем, что если даже отбросить все приводимые им примеры из истории средневековой Италии или Римской Империи, то практически любой образованный человек сможет найти подтверждения тезисам Макиавелли из своего времени или недавней истории. Изложенные им принципы управления оказались универсальными, хотя с позиций сегодняшнего дня, многие откровения сейчас выглядят практически банальностью. Тем не менее, данная работа входит в обязательный пул тех текстов, которые обязательны к ознакомлению для понимания того, как устроено управление государством. Несмотря на возраст, сами принципы управления по прежнему основаны на взаимоотношениях между людьми и различные технические и социальные достижения последних веков не отменяют довольно тривиальных вещей, которые как существовали во времена Макиавелли, так и существуют сейчас.

Эту книгу часто упрекают за вопиющий цинизм, но в этом ее ценность - она не рисует ложного образа государства как светлого возвышенного здания, а показывает подноготную свершений и достижений, где требуется лгать, убивать, проявлять жестокость, обманывать народ. И в этом плане, Макиавелли мог примерно в тех же тезисах, но на более свежих примерах описать и современный нам мир.

Не могу сказать, что люблю эту книгу, исторические экскурсы у Макиавелли в основном иллюстративны, выводы, что так и должно быть, мне не симпатичны, но не признать значения данной работы никак нельзя, так же как и великолепного языка которым она написана и той железной логики, которой Макиавелли обосновывает свои тезисы.
Собственно, лучшей рекомендацией для этой книги служит то, что многие великие правители жившие уже после Макиавелли, так или иначе апеллировали к его труду или же пытались его оспорить, признавая значение "Государя" для понимания того, что есть управление государством.

О ТОМ, КАК ГОСУДАРИ ДОЛЖНЫ ДЕРЖАТЬ СЛОВО
[Нажмите, чтобы прочитать]
Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово
и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность.
Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй -- зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму.
Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя. Не это ли иносказательно внушают нам античные авторы, повествуя о том, как Ахилла и прочих героев древности отдавали на воспитание
кентавру Хирону, дабы они приобщились к его мудрости? Какой иной смысл имеет выбор в наставники получеловека-полузверя, как не тот, что государь должен совместить в себе обе эти природы, ибо одна без другой не имеет достаточной
силы?

Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса -- волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание.
Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется. Примеров тому
множество: сколько мирных договоров, сколько соглашений не вступило в силу или пошло прахом из-за того, что государи нарушали свое слово, и всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо еще
уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером, люди же так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить.

Из близких по времени примеров не могу умолчать об одном. Александр VI всю жизнь изощрялся в обманах, но каждый раз находились люди, готовые ему верить. Во всем свете не было человека, который так клятвенно уверял, так
убедительно обещал и так мало заботился об исполнении своих обещаний. Тем не менее обманы всегда удавались ему, как он желал, ибо он знал толк в этом деле. Отсюда следует, что государю нет необходимости обладать всеми
названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими. Дерзну прибавить, что обладать этими добродетелями и неуклонно им следовать вредно, тогда как выглядеть обладающим ими -- полезно. Иначе
говоря, надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым -- и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранить готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо.

Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как
ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы переменить направление, если события примут
другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны, то есть, как было сказано, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла.

Итак, государь должен бдительно следить за тем, чтобы с языка его не сорвалось слова, не исполненного пяти названных добродетелей. Пусть тем, кто  видит его и слышит, он предстает как само милосердие, верность, прямодушие,
человечность и благочестие, особенно благочестие. Ибо люди большей частью судят по виду, так как увидеть дано всем, а потрогать руками -- немногим. Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство. О действиях  всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются
сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом, в мире же нет ничего, кроме черни, и меньшинству в нем
не остается места, когда за большинством стоит государство. Один из нынешних государей, которого воздержусь назвать, только и делает, что проповедует мир и верность, на деле же тому и другому злейший враг; но если бы он последовал
тому, что проповедует, то давно лишился бы либо могущества, либо государства.


http://lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/gosudar.txt - читать книгу
http://rutor.org/torrent/48452/nikkolo-makiavelli-gosudar-1532-2004-mp3 - скачать аудиокнигу

Подписаться на Telegram канал colonelcassad

promo colonelcassad октябрь 3, 21:15 33
Buy for 750 tokens
Военный историк Илья Топчий собирает средства на издание своей новой книги, которую он писал 9,5 лет. Фундаментальный труд будет посвящен развитию вооруженных сил Северной и Южной Кореи с окончания второй мировой войны по 1980-й год. Период с 1980 по 2018 будет охвачен во втором томе. С…

  • 1
Он имел ввиду Майдан, только он не знает, что было на Майдане, потому и получилось странно.

Edited at 2013-09-10 14:50 (UTC)

А я думал, что ты только у Калашникова в ЖЖ пасешься!?

Бессмертная классика.
Или что-то будет ложным при достижении коммунизма?
P.S. Надеюсь на это.

"Государь" это отличная иллюстрация того, почему государство как принцип практически
неуничтожимо и одновременно иллюстрация тех пороков, почему этот принцип должен отмереть в процессе развития человечества.

Государство, как принцип, должен отмереть в процессе р

Борис, вспомнил домашних лисиц и норок Беляева.
Может быть, это не совсем прямая аналогия.
Может быть, и прямая. Чтобы достичь коммунизма, человечеству нужно отказаться от агрессии и чувства собственности.
Может быть, это посчитают насилием и явлением, препятствующим выживанию человечества, как вида.
С другой стороны, может быть, при сохранении нынешней агрессии и стяжательства человечество обречено на вымирание.
P.S. Ведь у неразумных животных стяжательство ограничено их биологией.

Re: Государство, как принцип, должен отмереть в процессе

Вопрос строительства коммунизма неотделим от совершенствования человека. Капитализм говорит нам, что животную природу человека нельзя изменить и надо оставить как есть. Коммунизм говорит, что эту животную природу можно преодолеть и люди могут стать лучше, построив лучший мир. В этом одно из базовых противоречий.

Re: Государство, как принцип, должен отмереть в процессе

Это, конечно, так, Борис. Вот только я насмотрелся в горбачевско-ельцинские времена на тех, кто очень легко снова стали дарвинскими животными, несмотря на то, что на их человеческое воспитание было затрачено столько труда!
А другие остались людьми.
Несомненная правда в том, что люди неодинаковы, в том числе и в отношении человечности.
Агрессия, воинствующий эгоизм - какие мерзкие качества? Но они заложены природой и могут быть полезными (и, несомненно, были) для выживания человечества, как вида.
Как и взаимопомощь и альтруизм.
К сожалению, во время насилия и беззакония преимущество имеют самые агрессивные, изворотливые и беспринципные особи.
Чтобы держать таких особей под контролем, без т.н. тоталитаризма не обойтись. Евгеника для обуздания агрессивности - далеко не лучшая альтернатива с учетом перспектив человечества, как вида.
С коммунистическим приветом,
Михаил

Re: Государство, как принцип, должен отмереть в процессе

>эту животную природу можно преодолеть

Как это сделать? Хотя бы в отдельно взятом государстве.

Ведь именно Макиавелли подразумевал в виду Владимир Ильич, когда писал:
"Один умный писатель по государственным вопросам справедливо сказал, что, если необходимо для осуществления известной политической цели, пойти на ряд жестокостей, то надо осуществлять их самым энергичным образом и в самый краткий срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут. [...] Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий."

Так что мы имеем высокую оценку этого автора от очень авторитетного источника.

Время идет, а люди все те же.

Это скучно. Одни и те же дураки и мошенники, сумасшедшие и злодеи. Сказка на миллион лет.

Про СССР не слышал? Про империю Македонского?

Там не было дураков и мошенников? Тогда где же они?

Там не было, было на излёте, что империи и погубило.

Диалектика, однако!
Выходит, "там" недорепрессировали? А мы теперь плачь!

Выходит, что так. Когда дорепрессируют, то страна развивается, а как начинают ныть о правах педофилов, так страна гибнет.

У нас и здесь всё не как у людей.
Сначала страна как бы погибла от острой недорепрессированности, потом лежала в руинах, и только потом, как бы спохватившись, стали ныть о правах педофилов.
Куда катимся?

На рутрэкере была неплохо начитанная аудиокнига.

Ну, не знаю, я "Государя" всегда воспринимала как памфлет на тогдашних властьимущих. Не следует забывать также, что книгу сию мессер Никколо писал сидючи в тюрьме, как флорентийский шпион. От "вышки" отмазался, к тому же написал правдивое жизнеописание семейства Борджа.

Книга, которую я перечитывал дважды.
Кстати, появилась проблема с сайтами-библиотеками (в связи с "антипиратским законом"): с флибусты теперь не скачать, ведь там не торрент-ссылки, а файлы напрямую скачиваются. Надо с этим чего-то делать, как-то преобразовать админам таких сайтов содержимое своих библиотечных серверов, содержащих fb2, doc и другие форматы книжных файлов - чтобы они скачивались не напрямую, а через торрент-файлы, потому что они через прокси скачиваются спокойно.
Кстати, вот на бывшем торрентс.ру, сегодня заметил, поудаляли даже многие аудио-книги, причем даже те, которые озвучены любителями бесплатно! И на руторге почти такая же картина наблюдается. Плохая тенденция.

  • 1