Предыдущий пост Распространить тоталитарную пропаганду Следующий пост
Советский постапокалипсис
Швондер
colonelcassad


Как-то ранее мимо меня прошел советский мультик 1984 года "Будет ласковый дождь", где советский режиссер Назим Туляходжаев экранизировал один из эпизодов "Марсианских хроник" Рэя Бредбери. Снято вполне в духе времени, когда опасность ядерной войны считалась весьма высокой, а ее последствия однозначно трактовались в духе популярной концепции "ядерной зимы". Учитывая литературный первоисточник http://lib.rus.ec/b/156317/read#t26, где освоение Марса сопровождалось гибелью Земли вследствие ядерной войны, по духу произведение очень точно выхватывает настроение оригинала, где у марсианских поселенцев после истеричных сообщений с родной планеты, просто оборвалась связь с Землей и они остались одни. "Будет ласковый дождь", показывает маленький эпизод большой трагедии, которую ждали и которая случилась.



Вообще, в СССР на пороге его поражения в Холодной Войне, выходили весьма добротные фильмы посвященные пост-апокалиптической тематике, начиная со "Сталкера" и заканчивая "Письмами мертвого человека". Крайне занятно, что сейчас схожие тенденции наблюдаются и в американской масс-культуры, где картины светлой фантастики, сменились мрачными образами будущего. Такая вот социокультурная аллюзия на мрачные думы идеологичесокого антагониста прошлого.
Так же стоит заметить, что концовка с ретро-музыкой на фоне развалин старого мира, просто поразительно напоминает серию Fallout, где создатели соединили мрачный мир пост-апокалиптической Америки с милым ретро 40-50х годов, создав свой уникальный стиль. Как выясняется, все новое, это хорошо забытое старое и еще за 12 лет до выхода первого Fallout чарующие мотивы старой-доброй Америки только что вернувшийся с полей второй мировой войны, неслись над разрушенными мегаполисами и потрескавшимися хайвэями.



PS. А вообще, в "Марсианских хрониках" Брэдбери, мне на тему ядерной войны всегда нравилась небольшая интермедия "Налогоплательщик", где в совсем коротком эпизоде, Брэдбери мастерски описал иррациональный ужас простого обывателя перед угрозой ядерной войны.

Налогоплательщик.
[Нажмите, чтобы прочитать]Он хотел улететь с ракетой на Марс. Рано утром он пришел к космодрому и стал кричать через проволочное ограждение людям в мундирах, что хочет на Марс. Он исправно платит налоги, его фамилия Причард, и он имеет полное право лететь на Марс. Разве он родился не здесь, не в Огайо? Разве он плохой гражданин? Так в чем же дело, почему ему нельзя лететь на Марс? Потрясая кулаками, он крикнул им, что не хочет оставаться на Земле: любой здравомыслящий человек мечтает унести ноги с Земли. Не позже чем через два года на Земле разразится атомная мировая война, и он вовсе не намерен дожидаться, когда это произойдет. Он и тысячи других, у кого есть голова на плечах, хотят на Марс. Спросите их сами! Подальше от войн и цензуры, от бюрократии и воинской повинности, от правительства, которое не дает шагу шагнуть без разрешения, подмяло под себя и науку и искусство! Можете оставаться на Земле, если хотите! Он готов отдать свою правую руку, сердце, голову, только бы улететь на Марс! Что надо сделать, где расписаться, с кем знакомство завести, чтобы попасть на ракету?
Они только смеялись в ответ из-за проволочного забора. И вовсе ему не хочется на Марс, говорили они. Разве он не знает, что Первая и Вторая экспедиции пропали, канули в небытие, что их участники, вернее всего, погибли?
Но это еще надо доказать, никто не знает этого точно, кричал он, вцепившись в проволоку. А может быть, там молочные реки и кисельные берега, может быть, капитан Йорк и капитан Уильямс просто не желают возвращаться. Ну так как — откроют ему ворота, пустят в ракету Третьей экспедиции, или ему придется вламываться силой?
Они посоветовали ему заткнуться.
Он увидел, как космонавты идут к ракете.
— Подождите меня! — закричал он — Не оставляйте меня в этом ужасном мире, я хочу улететь отсюда, скоро начнется атомная война! Не оставляйте меня на Земле!
Они силой оттащили его от ограды. Они захлопнули дверцу полицейской машины и увезли его в этот утренний час, а он прильнул к заднему окошку и за мгновение перед тем, как в облаке сиренного воя машина перемахнула через бугор, увидел багровое пламя, и услышал могучий гул, и ощутил мощное сотрясение — это серебристая ракета взмыла ввысь, оставив его на ничем не примечательной планете Земля в это ничем не примечательное утро заурядного понедельника.

Его особенно забавно читать сегодня, когда в Америке, на фоне многолетних войн разгорается скандал на тему тотальной слежки правительства за своими гражданами, которые начинают снова зачитываться Оруэллом http://podrobnosti.ua/culture/2013/06/12/910662.html внезапно осознав, что Оруэлл совсем не про СССР писал, а про их мир. В итоге, как не трудно заметить, проблемы, которые поднимали Брэдбери и Оруэлл ничуть не устарели, ибо в сухом остатке, несмотря на все различия фантастических миров этих двух совершенно разных писателей, их лучшие романы как раз о том, что человек пытается убежать от того мира, который его окружает в реальности, ибо эта реальность страшна и ужасна, а в перспективе - только ужас и смерть. У Бредбери, выход это Марс, у Оруэлла выхода нет. В этом плане, саму суть мрачных настроений, режиссер Туляходжаев очень точно нарисовал в своем старом, но по своему великолепном произведении.

Подписаться на Telegram канал colonelcassad

промо colonelcassad июль 14, 2008 13:44 30
Разместить за 750 жетонов
Мои контакты и аккаунты в соцсетях, куда настроен кросс-постинг материалов блога и где меня можно найти. В некоторых из них ведутся публикации помимо основного блога. Подписывайтесь на онлайн уведомления о выходе постов (поддерживаются ПК, планшеты, смартфоны): Подписаться Подписывайтесь,…

"Крайне занятно, что сейчас схожие тенденции наблюдаются и в американской масс-культуры, где картины светлой фантастики, сменились мрачными образами будущего."

Полковник, почему "сейчас"?
В американской т.н "массовой культуре" антиутопия с уклоном в ПА была своего рода "коньком", на которого сели и поехали задолго до "сейчас". Комиксы, фильмы, книги причем от откровенного трэша до классики вроде "На берегу".
С. Кара-Мурза пишет и приводит примеры в своей книге "Манипуляция сознанием" о том, как власти САСШ раскачали страх американцев перед ядерной войной причем за короткий срок. С того времени, кстати, и пошло движение "мастеров выживания".
Фильмов категории B про постъядерный мир "у них" и в 70-е и в 80-е снимали предостаточно.
В СССР в перестроечное время на тему ядерной войны лучше всех, на мой взгляд, писал Вячеслав Рыбаков - "Первый день спасения" и рассказ "Зима", например.

В последние годы просто совсем зачастили.

(Удалённый комментарий)
Помнится, в "Хрониках" был еще такой интересный момент. Многие поселенцы улетали на Марс из страха перед войной, но когда война должна вот-вот начаться - большинство отправляется обратно на Землю, чтобы помочь своей стране.

Массовый отлёт на Землю пошёл после начала войны.

Рад, что вас тоже зацепило. И благодарю за то, что запостили.

Очень характерен комментарий к данному видео на Ютубе:
> Я плакал в конце. Мы просрали великую страну

Edited at 2013-06-14 11:19 (UTC)

Стукач и гражданин. Век Джорджа Оруэлла.

"...Перед празднованием 100-летия произошла небольшая накладка. На родине Джорджа Оруэлла уже собирались увековечить как совесть нации, олицетворение английского common sense, "Нострадамуса наших дней", "отца-основателя антибольшевизма". Сам себя Джордж Оруэлл называл просто —"партизаном" — и считал, что таковым должен быть настоящий писатель. Но стали известны некоторые новые подробности из жизни простого смертного Эрика Блэра: оказалось, что он передал британскому правительству список 38 подозреваемых в прокоммунистических настроениях (среди ненадежных граждан были и Чарли Чаплин, и Дж. Б. Пристли, и отец Ванессы Редгрейв Майкл Редгрейв). Оруэлл-доносчик несколько разочаровал публику. Детали этого дела тоже были неприятные: один упомянутый в списке журналист, например, отсоветовал престижному лондонскому издательству браться за злобный антисоветский памфлет, что было ударом по самолюбию Оруэлла. Спасительное объяснение все же нашлось: список был составлен по просьбе сотрудницы отдела информационных исследований Селии Кирван, в которую Оруэлл был безнадежно влюблен. Писатель предстает простым смертным, подверженным общим слабостям: возлюбленной он преподносит не букет, а прокоммунистические списки и, спасаясь от этих же недремлющих коммунистов, носит с собой кольт, подаренный Хемингуэем..."

http://www.kommersant.ru/doc/391360/print

Edited at 2013-06-14 04:28 (UTC)

Re: Стукач и гражданин. Век Джорджа Оруэлла.

> За свою недолгую жизнь он не только множество раз успел поменять политическую ориентацию — от проповеди социализма до обличения тоталитаризма, но и постарался попробовать множество литературных и публицистических жанров.

Политически неразброчивый провидец. Поразительно.

Edited at 2013-06-14 04:40 (UTC)

Американцы, по моим ощущениям, начали писать произведения подобного рода чуть ли не с времен, когда увидели советские танковые армии в Европе ))

А со временем, по мере роста сил советской военной машины, эти фобии только усиливались. Есть очень атмосферные произведения.

Письмо Клири Конни Уиллис -

"
Все молчали. Я сложила письмо и сунула его обратно в конверт.
- Мне нужно было написать им тогда, - сказала мама. - Написать, чтобы
приезжали сразу. Тогда они были бы здесь.
- И мы, возможно, полезли бы в тот день на пик Пайка и оттуда увидели,
как все взлетает на воздух. Вместе с нами, - сказал Дэвид, поднимая
голову. Он рассмеялся, но голос его сломался и захрипел. - Видимо, мы
должны радоваться, что они не приехали.
- Радоваться? - переспросила мама, вытирая руки о джинсы. - Ты еще
скажи, мы должны радоваться, что Карла в тот день поехала вместе с
Мелиссой и малышом в Колорадо-Спрингс и у нас теперь меньше ртов. - Она
терла руки о джинсы так сильно, что я думала, она протрет в них дырки. -
Скажи еще, мы должны радоваться, что мародеры застрелили мистера Талбота.
- Нет, - сказал отец. - Но мы должны радоваться, что они не застрелили
тогда всех остальных. Мы должны радоваться, что они взяли только консервы
и не тронули семена. Мы должны радоваться, что пожары не зашли так далеко.
Мы должны радоваться...
- Что еще получаем почту? - спросил Дэвид. - Этому мы тоже должны
радоваться? - Он хлопнул дверью и вышел на улицу.
- Когда мы не получили от них никаких вестей, мне надо было позвонить
или еще что-нибудь, - сказала мама.
Отец все еще смотрел на испорченный пластик. Я подала ему письмо.
- Ты его сохранишь или как? - спросила я.
- Я думаю, оно свое дело уже сделало, - сказал он, скомкал его и,
бросив в печь, захлопнул дверцу. Он даже не обжегся. - Пойдем поможешь мне
с теплицей, Линн.
"

Или Девятый день рождения Фредерика Пола

"
Чем завершить этот рассказ?

В одном из вариантов окончания этой истории солнце вернулось, но слишком поздно. Исландия оказалась последним местом, где люди еще держались, но и в Исландии начался голод. В конце концов, на Земле ни осталось никого, кто умел бы говорить, изобретать машины и читать книги. Первый смутный рассвет никого не застал на Земле, никто не порадовался ему.

Но есть и другой вариант. В этом варианте солнце вернулось вовремя. Может быть, едва-едва успело, но продовольствие еще не иссякло к тому моменту, когда от слабых лучей света в каких-то районах планеты зазеленели растения, выращенные из замерзших или сохраненных людьми семян. В этом варианте Тимоти мог остаться в живых и вырос. В каком мире ему пришлось жить – не возьмемся описывать.

А может быть, настоящее окончание этой истории в том, чтобы она не начиналась? В том, чтобы люди Земли все-таки решили не драться друг с другом, чтобы не задушила тьма жизнь на планете? Чтобы Тимоти в свой девятый день рождения, как и любой другой мальчишка, смог получить праздничный торт и спокойно съесть его вместе с папой, мамой и друзьями?

По крайней мере, хочется в это верить.
"


(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)

кактузззз флой жжот

неподецки:(

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
У Лайбаха с Б-Машиной еще суровей.

*мрачно*

Мультфильм хороший, наверное, но в детстве он мне реально фобию сформировал. Много лет жутко боялся ядерной войны. Так что, отношение к таким вещам резко отрицательное. Если уж делать ужасы, то блин не "мультиками"!

(Удалённый комментарий)

грешно признаться

Я вообще начал читать благодаря Брэдбери, именно под влиянием "Марсианских хроник". До этого считал чтение пустым занятием. "Будет ласковый дождь" на меня произвел тогда сокрушающее воздействие. А вот о том, что есть мультфильм узнал впервые.

Судя по фотографии сам Рэй был замечательным и обаятельным человеком. Фото тоже вижу впервые.

Спасибо за интересный пост.

Re: грешно признаться

Ну меня с детства бабушка подсадила, так что еще до ВУЗа перечитал практически все, что смог достать.

(Удалённый комментарий)
Он по-прежнему снимает кино и мультики?

(Удалённый комментарий)
Однако же крест снесли. Что для верующего человека ужасно!!))

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Жаль, что в хорошем качестве этого мультика нет.

Благодарю за мульт. Он прекрасен.

Данила Багров был прав ещё в 95-м! Кердык подкрадывается, судя по всем приметам :)

?

Log in

No account? Create an account