?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Распространить тоталитарную пропаганду Следующий пост
Сумма стратегии
Швондер
colonelcassad


Вышла в свет новая книга Сергея Переслегина "Сумма стратегии".

Аннотация:

Эта книга посвящена стратегическому знанию. То есть стратегии, ее применению, ее будущему и всему, что с ней связано. В современном мире для владения стратегическим знанием нужно знать и понимать много других вещей, поэтому книга будет не только и не столько о военной стратегии. Эта книга - о стратегии как способе мышления. Она также и о том, куда и как развивается стратегическое знание, какие вызовы стоят перед стратегией в современном мире и в чем будет заключаться стратегия в мире постсовременном.
Мы рассчитываем, что книга "Сумма стратегий" будет полезна и интересна всем читателям. Для кого-то она станет учебником или подспорьем в работе (в ней будут конспекты и схемы). Для кого-то - просто интересным чтением на любимую тематику (в книге будет много исторических и злободневных примеров успехов и провалов, стратегий и "стратегий"). А для кого-то, мы надеемся, материалом для размышления и полемики с авторами (потому что в ней будет много поставленных и не решенных вопросов).

http://future-designing.org/proekti/uchebnikpostrategii.html - цинк + возможность бесплатно скачать книгу (если вам книга понравилась, там есть реквизиты по которым вы можете поблагодарить авторов за их нелегкий труд в написание этой книги).

PS. Сама книга только в процессе прочтения, есть немало интересного, хотя встречаются и отсылки к ранним работам. В принципе годная вещь, плюс порадовало, что распространяется книга по той же модели, о которой я писал относительно недавно в контексте борьбы копирастов с пиратами.


В качестве иллюстрации содержания книги, характерный фрагмент:

[Нажмите, чтобы прочитать]Обыденное мышление — нулевая лектика — работает с конкретным миром, миром вещей и событий.

Предметы операциональны: их можно перемещать с места на место, разбирать и собирать, создавать и уничтожать. События объективны — одно сменяет другое, и эта смена представляет собой течение времени. Некоторые события, такие как смена дня и ночи или смена времен года, устойчиво повторяются, что дает возможность время измерять.
Обыденное мышление четко, конкретно, целенаправленно, материалистично (то есть предполагает по умолчанию окружающий мир материальным: истинно то, что можно увидеть, а лучше — потрогать). Оно рефлексивно, поскольку не только допускает, но и предполагает взгляд на себя со стороны.

Обыденное мышление опирается на личную или коллективную традицию (опыт). Оно не оперирует категорией «развитие», как и вообще категориями, но пользуется представлениями о движении и различает движение и покой. Если схематизировать обыденное мышление, получившийся рисунок включает в себя события, процессы, проектные деятельности, выстроенные
в строгом порядке. Обыденное мышление понимает изменения как порождение деятельности деятельностью.

Оно очень осторожно пользуется понятием причинно-следственной связи между событиями; хорошо бы, чтоб такая связь была надежно установлена и подкреплена опытом.
Здесь обязательно нужно подчеркнуть, что обыденное мышление «недолюбливает» заключения по индукции и неоправданные обобщения. Если вы предлагаете школьнику продолжить ряд 2, 4, 6… и он молчит, не спешите говорить, что он слабоумный. Может быть, у него просто развитое и дисциплинированное обыденное мышление. С чего это вы решили, что последовательность подчиняется закону an+1 = an + 2 и должна быть продолжена 8, 10, 12, 14 и т.д.? Может быть, чередуются два правила — «умножить предыдущее число на два» и «прибавить к предыдущему числу два»? Тогда получим 2, 4, 6, 12, 14, 28, 30 … Понятно, что на самом деле — решений много, даже бесконечно много, и человек с развитым обыденным мышлением никогда не выберет из них одно-единственное без достаточных на то оснований.

Точно так же он не будет объединять одним правилом некоторую последовательность событий: она ведь может быть и случайной. Заметим здесь, что существует ряд детективных романов, где умный преступник убивает нескольких человек, якобы связанных определенным правилом (скажем, все они учились в одном классе). Детектив пытается разгадать это правило,
между тем оно — ложно: содержательно лишь одно убийство, остальные же — прикрытие. Обыденно мыслящий человек на подобную удочку никогда не попадется. При попытке что-то скрыть от него, бесполезно «прятать лист в лесу»: 0-лектик видит все листья разными. Яркие примеры развитого обыденного мышления — мисс Марпл у А. Кристи, Робинзон Крузо, Кэти-Скарлетт О’Хара в «Унесенных ветром».

В военном деле обыденное мышление считается прерогативой «настоящих сержантов» и «настоящих полковников» («Слуга царю, отец солдатам»), но и среди полководцев оно представлено достаточно ярко. Можно почти со 100%-й уверенностью сказать, что военачальники, о которых рассказывают анекдоты и различные «истории», демонстрировали именно этот тип мышления. Понятно, что обыденно мыслил В. Чапаев, легко согласиться с такой оценкой мышления А. Суворова. Гораздо менее очевидными примерами являются Лоуренс Аравийский и Наполеон Бонапарт, а также выдающиеся американские военачальники-коммуникаторы Второй Мировой войны: Д. Эйзенхауэр и Ч. Нимиц.

В военном искусстве обыденное мышление проявляется, прежде всего в здравом смысле. По маршалу П. Рыбалко: «Улицы слишком узки, у меня там все танки пожгут».
Нужно помнить, что осенью льют дожди, а зимой идет снег — по крайней мере в России. Что капитаны частных рыболовецких судов не будут искать авианосное соединение противника, даже если Главный Морской Штаб весь изойдется на приказы и требования. Что «соединенное, окруженное со всех сторон, неминуемо должно сдаться». Что нельзя требовать от людей пройти за двое суток 120 километров — пешим ходом и с полной выкладкой, — а потом вступить в бой и выиграть его. Что гималайские перевалы, равно как и русские леса зимой, — не являются местностью, благоприятной для массового применения танков. Что подводные лодки в принципе не могут зайти в Азовское море, поскольку его глубина меньше, чем высота корпуса лодки. И так далее.

Обыденное мышление склоняется к технически простым решениям:
«Две дозаправки в воздухе и одна — на неприятельской территории? Слишком сложно для цирка». «Это только внесет путаницу. Лучше ничего никуда не перебрасывать и просто ориентировать 3-ю танковую армию Рыбалко на Берлин».

Характерные конструкции обыденного мышления:

1. Не надо рассказывать мне ваши планы и чем вы занимались. Меня интересует конкретный результат. Что мы имеем на данный момент?

2. Не засоряй голову ненужной информацией. Тебе сказали, что нужно делать, это и делай.

3. Я ездил на машине всю жизнь, на машине ездил мой отец, и отец моего отца тоже ездил на машине. Четыре колеса устойчивее. А мотоциклы — бессмысленный риск. К чему ставить под сомнение уже заведомо проверенные истины?

4. Мало ли, что он тебе пообещал?! Который раз он уезжает без тебя? Забывает отзвониться? Судить надо по делам, а не по намерениям.

5. Он обижает животных, значит, он плохой человек. Не стоит с ним заключать этот контракт.

6. Взвесь все спокойно. Если ты решишься на это, ты потеряешь а), б) и в), но приобретешь г), д), е) и, что немаловажно, з) и к)! Мне кажется решение очевидно.

7. Не понимаю, как ты мог проспать! Ведь тебе назначили время, и ты сказал, что прибудешь вовремя.

8. Он начальник — ему видней. А ты сиди и не высовывайся.

9. Алкоголь я не употребляю, потому что от него утром состояние не радостное, а поле пахать с раскалывающейся головой — тяжко.

10. Не стоит доверять

11. Стол — это предмет мебели, за которым можно работать или есть.

Перевод проблемы в обыденное мышление сильно упрощает жизнь. «Если у вас есть молоток, любая проблема выглядит как гвоздь» — как раз та ситуация. В бизнесе и обслуживающей его задачи аналитике и прогнозировании перевод объяснения в язык обыденного мышления является лучшим способом конкретно объяснить, что происходит и где тут бабло? Кстати, любимые
бизнес-аналитиками матрицы 2 х 2 и построенные на них сценарии и прогнозы — как раз пример использования обыденного мышления.

Документы, в т.ч. стратегии, написанные людьми с обыденным мышлением, очень легко узнать: они предельно конкретны и все рассуждение упирается в одну (реже две-три) понятную конкретную проблему, как правило заключающуюся в нехватке финансирования. Особенно это забавно в областях, где поставленные исходные проблемы и характер материала сами по
себе не предполагают обыденных и простых решений: развитие вооруженных сил страны, улучшение здоровья населения, повышение конкурентноспособности территории...


Книга помимо того, что объясняет с точки зрения авторов вопросы стратегии, еще и предлагает некое взаимодействие с читателем в духе учебно-риторических вопросов.

Вспомните, сколько раз вы описывали события своей жизни в метафоре войны. «У меня с тещей война!» «Наш дом — сплошное поле боя». «Выдержал битву с отделом продаж» «Сражался с компьютером» «Участвовал в экспертной драке» «Бились с конкурентами за госконтракт» Какие задачи вы решали? Какова была ваша стратегия? Сколько таких войн вы выиграли, а сколько проиграли? В скольких из них нужно было воевать всерьез?

Постарайтесь по возможности честно ответить себе на вопрос, ради чего вы готовы всерьез сражаться и чем пожертвовать для победы.

Каждый раз, когда вы ввязываетесь в конфликтную ситуацию, задавайте себе вопрос, каковы ваши реальные цели и как для вас выглядит «мир, который был бы лучше довоенного»?

Ответьте сами себе на вопрос, зачем люди, несмотря на массовое стремление к миру, регулярно ведут войны. Постарайтесь избежать медийных штампов
и конспирологии.

Подумайте, какие проблемы вашего города, региона, страны или сферы деятельности мог бы решить вооруженный конфликт. Если у вас от такой постановки вопроса эмоции хлещут через край, возьмите этически нейтральный аспект проблемы — к примеру, развитие технологий, образования или медицины.

Поставьте себя на место лица, принимающего стратегические решения за Россию. Ваша задача в условиях разворачивающегося кризиса — сформулировать свое представление о «мире, который бы был лучше, чем довоенный». Хотя бы с точки зрения России.


На эту постановку вопроса вспоминается:

С неба звездочка упала
Прямо милому в штаны
Мы за все проголосуем
Лишь бы не было войны.

В общем книга пока что в целом радует, даже несмотря на повторы. Объем солидный, много пищи для ума и самостоятельного анализа, хотя обилие специальных терминов может и отпугнуть неподготовленного читателя.

Подписаться на Telegram канал colonelcassad

promo mgu68 13:59, Суббота 103
Buy for 760 tokens
На Донбассе снова, как и в 2014 году, зафиксированы обстрелы запрещенными во всем мире фосфорными бомбами. Это страшное оружие выжигает человека изнутри. Это страшное оружие не используется нигде. Это страшное оружие применяют против детей. Обстрелы усилились как в ДНР, так и в ЛНР. Буквально…

  • 1
Ну я думал, что если человек пройдет по ссылке, то он там увидит реквизиты и соответственно сам может принять решение благодарить авторов или нет по факту прочтения.
Но если хотите, могу добавить на эту тему отдельно в пост.

да я согласен, сейчас человек сам примет решение после прочтения, на его усмотрение ))
просто стартовал проект с фондирования, верстка и иллюстрации стоят денег... да и труд авторов вообще то тоже...
возражение просто по фактологии этого постинга, труд не может быть бесплатен ))

Да я сам планирую свою книгу осенью по той же схеме выпускать.
Ну а насчет труда верно, подправлю пост.

удачи в творчестве, товарищ Кассад! кидайте клич, мы скинемся )

Edited at 2013-06-08 13:13 (UTC)

  • 1