?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Распространить тоталитарную пропаганду Следующий пост
Что почитать - Психология народов и масс
Основной
colonelcassad


Сегодня в рубрике "Что почитать", классическая работа французского ученого Густава Лебона, который отметился трудами в сфере социологии, психологии и истории.



Сам Лебон, был человеком XIX века, но как и многие великие провидцы той давно ушедшей эпохи, смог опередить свое время, подняв вопрос социальной инженерии в контексте управления большими массами людей. Его самой известной работой стала книга "Психология народов и масс", где с позиций человека XIX века, он разглядел зарю нового мира, когда вопросы управления и манипуляции массами были технологизированы и предметно разобраны в центральных идеологических доктринах XX века. В какой-то мере, отголоски работы Лебона можно встретить в трудах академика Бехтерева, в работах Ленина, Сталина, Муссолини, Гитлера, Геббельса, которые изучали труд Лебона и делали свои выводы из этой книги, которая сыграла немаловажную роль в деле формирования научного измерения психологии толпы.

Лебон не был марксистом и в силу своих идеалистических воззрений, многие положения, прямо или косвенно расходились с воззрениями Маркса, но в капиталистическом мире, его взгляды, вполне себе проросли в современное мироустройство, застыв в хорошо знакомых нам формах манипуляции и воздействия на коллективный разум толпы или целого народа. В этом он расходился с марксистами, которые видели в массах почву для живого творчества каждого составного элемента, в то время как Лебон видел в современных ему массах тенденции к оглуплению и деинтеллектуализации. И в рамках рассмотрения окружающего нас капиталистического мироустройства, нельзя не отметить, что для капитализма, опасения Лебона вполне себе сбылись.


Август Ландмессер в гордом одиночестве выражает свой молчаливый протест против коллективного помешательства нацизма. 1936 год,

В этом отношении, Лебон более пессимистичен, так как наступление "эпохи масс" в его видение ведет за собой гибель старого мира с его культурой, которой Лебон был не чужд, в отличие от иных ниспровергателей "старого мира". Но как великий ученый, даже его субъективные оценки, не отменяют провидческих наблюдений связанных с непрямым управлением большими массами людей и особенностями поведения этих групп.

Ценность работы Лебона в том, что ее положения всегда можно прочувствовать на практике, просто побывав на любом массовом сборище, став частью толпы. В такие моменты, тезисы Лебона на тему особенностей поведения больших масс людей влекомых коллективным бессознательным, становятся отнюдь не теоретическими, а обретают практическое измерение.

Да и сам текст, несмотря на более чем век с момента написания, более чем актуален и вы не раз его вспомните, когда будет смотреть телевизор, находится в толпе, читать программы, лозунги, призывы или гордо шествовать на любой митинг "за" или "против". И вполне возможно, что ваши ощущения от происходящего совпадут с взглядом великого французского ученого, который одним из первых попробовал дать целостное видение вопросов управлениями массами Нового Времени.

Фрагмент:
[Нажмите, чтобы прочитать]Самой   главной  обязанностью   государственных   людей  должно   быть, следовательно, переименование и поименование популярными или же нейтральными названиями  тех вещей,  которых толпа  уже не выносит более под  их прежними именами. Могущество слов так  велико, что  стоит только придумать изысканные названия  для каких-нибудь самых отвратительных вещей, чтобы толпа тотчас же приняла  их.  Тэн  справедливо  замечает,  что  именно  призывая  свободу  и братство,  --  слова  очень  популярные  в  те  времена,  --  якобинцы могли "водворить  деспотизм,  достойный  Дагомеи,  суд,  достойный  инквизиции,  и организовать   человеческие   гекатомбы,  напоминающие   гекатомбы   древней
Мексики".  Искусство правителей,  а также адвокатов, именно и  заключается в том, чтобы уметь обращаться  со словами.  Главная  трудность этого искусства состоит в том, что в одном и том же  обществе, но в разных социальных слоях,
одни и те же слова весьма  часто имеют  совершенно различный смысл. Внешне в этих  общественных слоях  употребляют такие  же  точно слова, но  эти  слова никогда не имеют того же самого значения.

     В предшествующих  примерах мы указывали на время  как на главный фактор изменения смысла слов. Если мы  включим сюда и расу, то увидим, что в одну и ту же эпоху у народов одинаково цивилизованных, но различной расы, одни и те же  слова  выражают часто  очень  различные  идеи.  Трудно  понять  все  эти различия, не  совершив многочисленных путешествий, поэтому-то я и не буду на них настаивать.  Я  ограничусь  лишь указанием  на то,  что  слова, наиболее
употребляемые толпой, обладают различным смыслом у разных народов. К таковым принадлежат, например, "демократия" и "социализм", столь часто употребляемые в  настоящее  время.   Эти  слова  в  действительности  вызывают  совершенно противоположные образы в душе романских и англосаксонских народов. У латинян слово "демократия"  означает главным образом исчезновение  воли и инициативы индивида  перед волей и инициативой общин,  представляемых государством.  На государство  все  более  и  более налагается  обязанность  руководить  всем,
централизовать, монополизировать и фабриковать все, к государству обращаются постоянно все партии  без исключения -- радикалы, социалисты или монархисты.

У англосаксов в Америке  то же  самое слово "демократия" означает, наоборот, самое  широкое  развитие  воли  и  индивида  и  насколько  возможно  большее устранение государства, которому ничем, даже делом народного просвещения, не дают  управлять,  за исключением полиции, армии и  дипломатических сношений.
Итак, то же самое слово, которое у одного  народа обозначает устранение воли и  индивидуальной инициативы  и преобладание государства, у другого получает совсем иной смысл  и означает чрезмерное развитие именно индивидуальной воли и инициативы и полное устранение государства.


http://www.lib.ru/POLITOLOG/LEBON/psihologia.txt - читать книгу

Подписаться на Telegram канал colonelcassad

promo colonelcassad july 14, 2008 13:44 33
Buy for 750 tokens
Мои контакты и аккаунты в соцсетях, куда настроен кросс-постинг материалов блога и где меня можно найти. В некоторых из них ведутся публикации помимо основного блога. Подписывайтесь на онлайн уведомления о выходе постов (поддерживаются ПК, планшеты, смартфоны): Подписаться Подписывайтесь,…

  • 1
О! Старина Лебон! "Психология толпы" это то же самое? Уже память стала подводить:)

Ну там как раз большая часть книги и посвящена психологии толпы.

А еще лучше: Хевеши М.А. Толпа, массы, политика
В этой работе автор переработал труды, посвященные исследованию масс, начиная с античности и до наших дней. Тут есть и Лебон, и Московичи, Э.Фромм и Арендт, Э.Канетти и Ортега-и-Гассет...

Последняя работа М. А. Хевеши — «Толковый словарь идеологических и политических терминов советского периода», По сути дела, это словарь советского языка ))


настольная книга была в 90-е

Полковник, вы то хоть пишите грамотно - ученого пишется с одной н!

Ни эта ли книга была у В.И. Ленина настольной книгой?

Угу. Зоопсихология "народных масс" по имени чел овечество.
Не затрагивающая психологии людей...
Лебон, такой Лебон...

  • 1