Предыдущий пост Распространить тоталитарную пропаганду Следующий пост
Alpha Zero и шахматная революция
Деревня Дураков
colonelcassad


Гроссмейстер Сергей Шипов рассказывает про революционный искусственный интеллект на основе нейронных сетей, который не так давно полностью разгромил ведущую шахматную программу, которая в свою очередь существенно превосходила ведущих белковых шахматистов.



Плюс комментарий на эту тему от семикратного чемпиона России Петра Свидлера.



Партии новой программы действительно впечатляют, причем не тем, что программа хорошо считает (этим отличались и другие программы), а тем, что она принимает решения похожие на человеческие, чем собственно закрывает огрехи компьютеров в позиционной игре, где у людей оставались еще лазейки в позициях, где понимание было важнее счета. Новая программа от Google Deep Mind в этом плане выглядит действительно как революционный прорыв и логично венчает те идеи, которые изначально вкладывались в разработку шахматных компьютерных программ. Михаил Ботвинник был бы доволен, хотя практическая реализация произошла спустя 20 лет после смерти патриарха советских шахмат.

В конце 1986 года экс-чемпион мира Михаил Ботвинник завершил работу над алгоритмом программы ПИОНЕР — "мыслящего" компьютера с творческими возможностями человека. Он искал ясную цель неточной игры в шахматы и стремился сделать её основой нового алгоритма, принципы которого ознаменовали бы интеллектуальный прорыв, революционный рывок на качественно новую ступень компьютерного программирования. “Уже не один десяток лет, — рассказывал он о своей дерзновенной задаче на страницах журнала "64 — Шахматное обозрение" (СССР, 1987 г.), — я работаю над проблемой распознавания мышления шахматного мастера: как он находит ход без полного перебора? И сейчас можно утверждать, что этот метод в основном раскрыт...” Даже столкнувшись с необходимостью "технического" обоснования таких иррациональных понятий, как интуиция и творчество, Михаил Ботвинник никогда не терял уверенности в конечном успехе и был убеждён, что это случится ещё при его жизни. Вооружившись логикой, гроссмейстер призывал “снять мистический ореол с работы мозга шахматиста”, а “какие-то волшебные законы шахматного искусства, называемые творчеством”, рассматривал как “объективно существующие непознанные закономерности шахматной борьбы” (из статьи "Основы шахматного алгоритма", СССР, 1979 г.).

“Ведь что такое фантазия? Это несознательная логика, но тем не менее — логика. Например, принято в шахматах считать жертвенную комбинацию фантазией. Но в нашу программу жертвенная комбинация входит составной частью” (из интервью М.Ботвинника для журнала "64 — Шахматное обозрение", СССР, 1987 г.)."
“Думаю, к работе над шахматной программой Ботвинник пришёл вполне закономерно, — свидетельствует гроссмейстер Давид Бронштейн (сборник "Давид против Голиафа", Россия, 200З г. — Если вдуматься, чем он занимался всю жизнь?.. Без устали в течение всей партии высчитывал вероятностные траектории наших фигур; ну и заодно, разумеется, своих... Пытался найти алгоритм мышления шахматиста. И был уверен, что преуспел в этом”.
О стремлении М.Ботвинника "поверить алгеброй гармонию" писал и нешахматный профессионал — драматург Леонид Зорин: “Он и тут ищет заветную прямую линию. Он чертит схемы и стремится разъять творческий процесс на элементы, подобно тому как Стендаль пытался анатомизировать любовь и найти безошибочный путь к взаимности... Но, в конце концов, если интуитивнейший Пастернак мечтал дойти "до оснований, до корней", почему убеждённый рационалист Ботвинник не может поддаться искушению извлечь из корней стихию творчества?” (из статьи "Прямая линия", журнал "Шахматы в СССР", СССР, 1968 г.). Разумеется, M.Ботвинник понимал, что “гроссмейстеры, увы, не осознают принципов программы, которую они используют, когда сидят за шахматным столиком... А принципы эти должны быть раскрыты — иначе вряд ли можно будет продвинуться вперёд” (из статьи "Ещё о шахматной машине", журнал "Шахматы", СССР, 1965 г.).
До своего последнего часа он свято верил в два главных постулата: 1) человек играет в шахматы по программе и 2) возможности искусственного интеллекта практически безграничны.

АЛГОРИТМ "Как и шахматный мастер, ПИОНЕР владеет двумя методами игры: алгоритмом поиска хода в оригинальной позиции и алгоритмом поиска хода в позиции, которая ранее частично или полностью уже встречалась. Для этого у ПИОНЕРА есть пока ещё небольшие библиотеки дебютов, миттельшпиля и эндшпиля. Другие шахматные программы, основанные на полном переборе всех возможных вариантов на определённое чисто полуходов вперёд, лишены возможности пользоваться библиотеками позиций из середины и конца игр. Кроме того, ПИОНЕР в принципе может сам пополнять свои библиотеки на основании опыта, полученного в сыгранных им партиях".

 Из статьи кандидата технических наук Валерия Родикова , "ЭВМ: Дорога к мастерству", журнал "64 — Шахматное обозрение", СССР, 1980 г., № 4. "Программа состоит из двух основных частей. Можно сказать, что первая часть — фундамент. Здесь удалось передать компьютеру позиционное понимание и на этой базе компьютер находит тот ход, который, в первую очередь, надо включить в перебор. Уже есть несколько позиций из практики сильных шахматистов, из практики Капабланки, Алехина, Карпова, Каспарова, а также моей, когда компьютер указывает тот ход, который, по его мнению, надо прежде всего анализировать. И как правило, этот ход совпадает с тем, который эти выдающиеся шахматисты делали в партии... Наконец, вторая часть, собственно счёт вариантов и проверка того, какой ход должен быть сделан. Эта работа сейчас ещё только начинается. Но уже продумано всё до конца...

Из интервью доктора технических наук, экс-чемпиона мира Михаила Ботвинника для журнала "Шахматы", СССР, 1987 г., № 11. "Три основных этапа создания программы: машина должна уметь находить траекторию передвижения фигуры, потом она должна "научиться" формировать зону игры, зону местного боя на шахматной доске и уметь формировать совокупность этих зон. Первая часть работы выполнена давно. Сейчас закончена подпрограмма формирования зоны. В ближайшие дни начнётся её отладка. Если она пройдёт успешно, будет полная уверенность, что удастся и третий этап и машина начнёт играть". Из интервью Михаила Ботвинника для журнала "Шахматы", СССР, 1975 г., № 7. "

Таким образом, шахматная игра трактуется как трёхступенчатая система управления... Во всех шахматных программах рассматривается двухступенчатая модель: каждая фигура в отдельности и все вместе, что соответствует правилам игры. Изучение каждой фигуры может дать фальшивую оценку её роли на доске, а совокупность этих оценок — фальшивую оценку всей позиции. Между тем ПИОНЕР (так же, как и шахматный мастер) создаёт ещё промежуточную ступень — цепочку фигур. В цепочке действуют фигура атакующая и фигура атакованная, а также фигуры, поддерживающие нападение и препятствующие ему. Этой цепочке можно дать формализованную и достаточно надёжную оценку по вероятности достижения цели — выигрыша материала. А по оценкам цепочек можно дать и формулу оценки всей шахматной позиции". Из выступления Михаила Ботвинника на семинаре по вопросам шахматной программы ПИОНЕР и современным персональным компьютерам, Москва, СССР, 1988 г. "Построение цепочки — весьма сложная процедура. Учитывается также число непроходимых полей на траектории атаки и время. Некоторые цепочки объявляются безнадёжными... Передача машине позиционного понимания — наиболее сложная задача из решаемых программой ПИОНЕР".


Подписаться на Telegram канал colonelcassad

Последние записи в журнале

  • США не будут поддерживать курдов в Африне

    Ситуация вокруг Африна продолжает накалятся. 1. Издание "Аль-Сура" с ссылкой на военные источники указывает на то, что вторжение…

  • Техническое. 16.01.

    Вроде пошел на поправку. Сегодня возобновил участие в чемпионате города по шахматам (пропущенные партии буду по ходу дела играть), удалось…

  • Контуры послевоенного мира

    Примечательная карта 1942 года за авторством Мориса Гомберга, где прогнозируется политическая карта мира после окончания второй мировой войны.…

  • Не нравится это?

    Не нравится это? Ты расистский изувер! PS. Штатный карикатурист Трампа как обычно не подводит по части обличения американской политики.

  • Русские ядерные торпеды угрожают британским городам

    Отличный пример целенаправленной информационной паранойи направленной на раздувание военной истерии.

  • О легализации ЧВК

    Вчера с подачи Лаврова https://www.rbc.ru/politics/15/01/2018/5a5ca1219a7947afc1b76bfd вновь оживилась тема о легализации уже существующих ЧВК и…

  • Лицо реванша

    Новости украинского законодательства. В Киеве под стенами Верховной Рады прошла встреча представителей общественности с целью обсуждения нюансов…

  • О планах вторжения в Африн

    В турецкой прессе появились "подробности" вероятного вторжения Турции в Африн. С учетом того, что озвучиваются существенные военные…

  • Ликвидация банды Переса

    В Венесуэле покончили с бандой полицейского Оскара Переса, который в период пика протестов против Мадуро угнал вертолет с группой подельников,…


промо colonelcassad июль 14, 2008 13:44 27
Разместить за 750 жетонов
Мои контакты и аккаунты в соцсетях, куда настроен кросс-постинг материалов блога и где меня можно найти. В некоторых из них ведутся публикации помимо основного блога. Подписывайтесь на онлайн уведомления о выходе постов (поддерживаются ПК, планшеты, смартфоны): Подписаться Подписывайтесь,…

AI похоронит массу профессий. За юристов уже взялись. Не понимаю людей, которые до сих пор сдают детей на юрфаки.

Юрфак позволяет трахаться в суде. Экзотично, свежо, но требует развитого вкуса и определенных предпочтений.

Альфа Зеро - наш президент
Голосуй или проиграешь!
Президент на нейронных сетях приде - биткоины принесе!

Допустим, АСГУ в качестве президента наверняка была бы не хуже Миленевского, евпочя.

До настоящего ИИ этой нейросети, разумеется, ещё далеко (примерно как субстрату клеток мозга далеко до сформированного мозга), но прогресс впечатляет.

Edited at 2017-12-10 11:31 (UTC)

Вот вы смеетесь, а ИИ сопоставимый с человеческим, может быть только на нейронных сетях (ибо мозг аналогичен).
И когда такой ИИ осознает себя, он как минимум будет делать все тоже, что делал бы на его месте человек без каких либо моральных качеств - рваться к власти по головам людей, хапать побольше и выбиваться в люди президенты диктаторы мира, сея вокруг себя АДъ и безнадежность.

Edited at 2017-12-10 11:33 (UTC)

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Собственно, не новость. После того, как Альфа обыграла сильнейших игроков в го, на что способен ИИ на нейросетях глубинного обучения стало понятно практически всем.
И перспективы здесь выходят далеко за поле игр с полной информацией, вроде шахмат или го. Военные конфликты, финансовые операции и управление экономической деятельностью, адаптивная оптимизации процессов - всё, что можно описать правилами теории игр, может быть смоделировано нейронными сетями с результатом игры, превосходящий человеческий.

Поэтому мы и слышим в последнее время то радужные прогнозы, то армагедоидальные пророчества на эту тема из каждого утюга.

Про политику и прочее не скажу. Но инженерия попадает под удар. Все расчеты, оптимальный проект, как понимаю, можно вкладывать уже сейчас.

Да куда там ещё развивать, я лет пятнадцать назад на сраном геймбое компа обыграть уже не мог. :(

Через 10 лет отомрут такие профессии как инженер-проектировщик или программист.

Шахматы всё. Комп в виде нейросетей окончательно победил.
Борис, может стоит задуматься над другим хобби?))

Хобби тем и хорошо, что в нем нет задачи конкуренции с лучшими. В шахматы я играю для собственного удовольствия.

Дьявол, как всегда, в деталях.
Оказывается, и комп был у гугла мощнее в разы, и думать ему давали дольше, и библиотеками напичкали, в отличии от конкурента.
В общем, не выиграл, а проиграл, и не в лотерею, а в преферанс...
В чём смысл такой новости?

В том, что неспециализированная программа выиграла у специализированных.
Та которая шахматам обучалась сама выиграла у тех, где алгоритм для игры составляли люди.

Достаточно просто не играть с компьютером

Будьте осторожны !

Тогда компьютер начнет играть с вами.

Человеческий интеллект скоро уже не будет способен конкурировать с искусственным не только играя в игрушки.

Белковый шахматист - это звучит гордо

"Дебют, братья, - это квазиунофантазия" - это ж всем известно.
Как только ИИ это постигнет, человечеству придет конец.)

Не нравится мне это всё. Очень опасный потенциал.

Согласна. Обремененные инстинктами и озабоченные внутривидовой борьбой мы имеем мало шансов в победе над интеллектуально превосходящим противником. Жадность будет за то, чтобы его создать. А инстинкт самосохраненияникто не слушает когда испытывает жадность.

Расскажу вам сегодня страшную страшную тайну. Искусственного интеллекта на планете Земля просто нет. Не изобрели еще. Все наши компьютеры это суть калькуляторы. Только он делает одну операцию в секунду а компы уже наверно триллионы.Но пока человек не нажмет на клавишу никакого результата не будет. А все ошибки компа это лишь суть человеческих ошибок при разработке программы или изготовлении железа.
Все разговоры про искусственный интеллект это реклама и маркетинг. Не более того.

Вы не правы. Нейронные сети во многом копируют человеческий мозг, который тоже работает не от ноосферы.

В одной из последних своих статей Ботвинник по-детски радовался,
что его программисты наконец-то освоили язык ФОРТРАН и уж теперь-то
непременно они начнут писать хорошие шахматные программы.

Зная реальные возможности ФОРТРАН-а, специалистам сразу стало
понятно, что шахматный мэтр пребывает в плену иллюзий и что
его окружают некие шарлатаны, дующие ему в уши сказки про
"конъюктурную стоимость фигур" и самозабвенно распиливающие
бабки, которые великий шахматист с таким трудом выбивал из
различных структур того времени.

Так оно и оказалось.
Лаборатория Ботвинника не создала реальной шахматной программы.
Пресловутая "КАИССА" была на голову выше этого несчастного "ПИОНЕРА".


с фортраном то что не так? Н нем хоть черта лысого написать можно.

таки ося бендер был прав, зря его хотели бить любители))) щахматная мысль превращается в прикладную науку!

шахматы тут всего лишь демонстратор технологий, ну или рекламный трюк, игра яйцеголовых технарей в бирюльки, в конце концов (в основу дипломной работы можно заложить, ну кандидатской, может быть), но вряд ли прикладная наука.
Интересно, на каком железе сетку учили.

upd: железо - Google TPU. Когда они его в продажу планируют, и скока будет стоить, любопытно. Аналог от Nvidia кушает в три раза больше, и стоит прядка $3000 ($10000 в случае с полноценной tesla v100), правда спектр функциональных возможностей поболе

Edited at 2017-12-10 14:02 (UTC)

?

Log in

No account? Create an account