Предыдущий пост Распространить тоталитарную пропаганду Следующий пост
Когда автомобили были доступными?
Деревня Дураков
colonelcassad


Интересная статья о доступности советских автомобилей 50-60х годов для обычных граждан.

Когда машины для граждан России и СССР были доступнее?

(Возможно, подобные расчеты кто-то уже делал, не знаю, но пусть будет)
В качестве одного из аргументов превосходства капитализма над социализмом называют всеобщую автомобилизацию в современной России. В СССР легковых машин на дорогах было мало, потому что стоили они дорого, а ждать своей очереди нужно было долго. Но всегда ли было так?


Хотели бы вы Чайку по цене Москвича?

На написание поста меня надоумила вот эта статья, а именно, та ее часть, где говорится о ценах на ГАЗ-12 ЗИМ. Так вот, 40 тысяч рублей за машину представительского класса (практически лимузин!) - это много это или мало? В различных статьях и автообзорах, цену ЗИМа называют не иначе как баснословной суммой. По советским ценам кажется, и правда, гигантские деньги. Но! Это если не учитывать денежную реформу 1961 года. Между тем, эта машина продавалась в 50-е годы. А насколько вообще доступными были автомобили тогда?

Для определения доступности авто для граждан нам важна не цена сама по себе, а ее отношение к средней зарплате. Нам известно, что в год смерти Сталина, т.е. в 1953 году средняя зарплата в стране составляла 684 рубля в месяц. Мосвкич-400 в том же году можно было купить за 8 тысяч рублей, что соответствует 12 средним зарплатам, ГАЗ-М20 Победа стоила 16 тысяч, т.е. 24 месячных з/п, а ЗИМ уже 40 тысяч рублей или 59 зарплат. При подсчете я цифру округляю в сторону увеличения, думаю, понятно почему.



Уже интереснее, но все-равно не совсем понятно, 12 средних месячных зарплат на автомобиль - это много или мало? Без сравнения с сегодняшними ценами, получается, не обойтись. Для удобства я разделю советские авто по современной классификации, т.е. Москвич будет относиться к сегодняшнему C-сегменту, Победа — к D-сегменту (хотя это и спорно), ЗИМ — к представительским и люксовым авто. Кстати, поскольку в 1960 году начнется производство Запорожца, то включу в сравнительную таблицу и B-сегмент.

Средняя зарплата в современной России, если верить статистике, составляет около 32 тысячи рублей. Наиболее популярный в В-сегменте Hyundai Solaris стоит минимум 599 тысяч или около 19 средних российских зарплат. В С-сегменте — Skoda Octavia (940 тысяч или 30 з/п), в D — Toyota Camry (1407 тысяч или 44 з/п), в Премиуме — Mercedes-Benz E-Klasse (2980 тысяч рублей, т.е. 94 средних зарплат).

В виде таблицы сравнение будет более наглядным:


Таблица 1.

Получается, что автомобили в 1953 были для граждан в два и более раза доступнее, чем в 2016 году. Притом, что страна только недавно оправилась от последствий войны, вынуждена тратить огромные средства на обеспечение ядерного паритета с США и т.д.

Ради интереса, сколько бы стоили автомобили сегодня, если считать по показателям 1953 года.

Skoda Octavia - 384 тысячи рублей
Toyota Camry - 768 тысяч рублей
MB E-Klasse - 1888 тысяч рублей

Не правда ли, знакомые цифры? Примерно такие цены и были лет 10 назад, вот только зарплата россиян была тогда пониже сегодняшних. Так что, наверное, не будет большим преувеличением, если я скажу, что по степени доступности автомобилей первая половина 50-х годов была наилучшим временем в истории России. А что же случилось потом? А потом пришел Хрущев...

Не будем разбирать все те "реформы" конца 50-х годов, из-за которых экономический рост страны резко замедлился. Вспомним лишь денежную реформу 1961 года, в ходе которой рубль был деноминирован в 10 раз. При этом, если в зарплатах у людей и правда отняли один нолик, и на 1964 средние ее показатели составили 86 рублей, то цены почему-то снизились не в десять, а меньше раз. Особенно это коснулось автомобилей, к примеру, ЗАЗ-965 стоил 1800 рублей, Москвич-403 — 3600 рублей, ГАЗ-21 Волга — 5600 рублей. Итак, внимание на таблицу.


Таблица 2.

Можно заметить, что во втором столбике исчезли показатели авто премиум-класса, в котором должна была значиться Чайка, сменившая ЗИМ на конвейере. Их просто перестали продавать населению. Но и без этого видно, что машины через 11 лет после смерти Сталина стали в разы менее доступными для населения. ЗАЗ-965 более чем в полтора раза оказался дороже Москвича-400, который на целый класс выше. Москвич-403 в 64-м почти в два раза дороже Победы! А 21-я Волга фактически вошла (по крайней мере, по цене) в число роскоши и стала явно недоступна для большинства населения.



Опять же, если бы сохранился порядок цен 53-го года, то в 1964 после реформы они могли бы выглядеть примерно так:

ЗАЗ-965 ~400 рублей
Москвич-403 ≥800 рублей
ГАЗ-21 Волга ≥1600 рублей
ГАЗ-13 Чайка ≥4000 рублей

Т.е. если бы сталинский экономический курс был сохранен, то в 1964 году советские люди вполне могли бы покупать вместо Москвичей Волги или даже Чайки.

Впоследствии зарплаты граждан росли, но и цены на авто также продолжали расти, хотя и чуть меньшими темпами. В 1975 году при средней зарплате в 149 рублей цены были примерно такие: ЗАЗ-968 — 3500 рублей, Москвич-408 — 4900 рублей, ВАЗ-2101 Жигули — 5500 рублей и ГАЗ-24 Волга — 9200 рублей.




Таблица 3.

В принципе, все понятно и без комментариев.

Напоследок, еще одно сравнение уже не во времени, а в пространстве. В 50-е годы на западе появляется выражение «итальянское экономическое чудо». Ранее аграрно-индустриальная страна превращалась в индустриально-аграрное, благодаря чему происходит резкая и массовая автомобилизация населения. Но насколько авто были доступными для итальянцев по сравнению с СССР? Возьмем для примера, цены на автомобили в Италии на 1960 год (честно говоря, это единственный год по которому удалось найти и цены на авто, и среднюю зарплату). Средняя зарплата в стране среди рабочих составляет 47 тысяч лир. Среднюю в целом по экономике найти не удалось, но вряд ли она кардинально отличалается от этой цифры, учитывая бедность тогдашней итальянской деревни.


Таблица 4.

Видно, что почти по всем классам, автомобили для советских граждан в 1953 году по отношению к средней зарплате оказываются существенно дешевле чем для итальянцев в 1960 году, а в 1964 и 1975 годах существенно, иногда даже в два раза дороже. Кстати, по поводу последней строки, все же думается, что ГАЗ-12 ЗИМ для своего времени машина гораздо более премиальная, чем Альфа-Ромео 2000 в 1960 году. Советским аналогом Альфы в 1960 году могла бы стать Чайка, но увы.


Morris 850, Fiat 600, NSU Prinz, Fiat 500, ЗАЗ-965, Autobianchi Bianchina


Alfa Romeo Giulietta, Fiat 1100, Москвич-407, Citroën 2CV, Skoda Octavia, Ford Taunus 12М


Opel Kapitän, Borgward Isabella, ГАЗ-21 Волга, Vauxhall Cresta, Ford Zephyr, Fiat 2100


BMW 2,6, Jaguar Mark IX, ГАЗ-13 Чайка, Lancia Flaminia, Alfa Romeo 2000, Mercedes-Benz 180

http://viva-vova.livejournal.com/10706.html - цинк (плюс материал - как тюнинговали автомобили в СССР http://picturehistory.livejournal.com/2270046.html)


PS. И еще из накопившегося на историческую тематику.

1. Развитие черной металургии в Российской Империи (обстоятельства статья от Игоря Пыхалова) - http://pyhalov.livejournal.com/501899.html
2. В Тутаеве назначен опрос о переименовании города (спасибо всем, кто поддерживал борьбу жителей города за право самостоятельно решать, как он будет называться) - http://za-tutaev.livejournal.com/31632.html
3. Диафильм по рассказу Тургенева "Му-му" - http://picturehistory.livejournal.com/2268300.html
4. Разведопрос: Партия "Народная воля" - https://www.youtube.com/watch?v=iq9GSevwii8
5. Местечко тихое...Кузбасс в годы гражданской войны - https://www.prometej.info/blog/istoriya/mestechko-tihoe-kuzbass-v-gody-grazhdanskoj-vojny/

Подписаться на Telegram канал colonelcassad

Записи из этого журнала по тегу «история»


Разместить за 770 жетонов
Завтра ЕСПЧ предаст огласке решение по делу братьев Навальных, а каким оно будет - уже сейчас не представляется большой загадкой. Быстрота рассмотрения дел, связанных с Навальным, и, практически всегда, положительные ответы на иски - результат качественной работы западных СМИ. После летних…

Помню дедушка рассказывал, что где-то в начале 60-х даже пункты проката авто открылись... не знаю правда или нет.

Было такое - культовая повесть братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу" начинается как раз с того, что главный герой едет на взятом напрокат Москвиче.

Если они были так доступны, то почему же они так мало у кого были? Может быть, цена по каталогу - не единственный компонент "доступности"?

в 53м то? в 53м они везде мало у кого были, кроме американов.

Чот вы, Полковник, сеня жжете напалмом. То корея, то советский автопром. Как в песне макаревича, решили все спалить за час?

Просто за последнюю неделю накопилось много чего (несколько дней почту не разбирал), поэтому решил все эти завалы разобрать и интересное выложить.

Автомобиль-вещь полезная, но не обязательная.

Главное - жилье.

Колбасные эмигранты, проедающие за бугром проклятое наследие совка - свои питерские и московские квартирки и этот же совок ругающие, подтверждают.

Re: Автомобиль-вещь полезная, но не обязательная.

В США кроме НЙ и Бэй Эреа (ну может ещё и Чикаго), без автомобиля ты труп. Просто нет возможности добраться до работы.

Я вот купил в США хорошую машину под 2% в год, без предоплаты. Выехал с ней из магазина в тот же день.
А как это было в СССР? Просто заходил в магазин, оформлял кредит или платил кеш и выезжал в тот же день?

Да, примерно так. И заметь, скакало, за 70 лет до тебя так было.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
щас опять 20-30 рост недвиги с 11 года и до падения в - 3-5 по оазл территориям

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Может, просто надо выдать количество автомобилей на душу населения? Заодно, и в Италии. И все станет ясно.

Потому что советский автопром не справлялся с потребностью населения, на автомобили приходилось годами стоять в очередях

А просто придти в магазин, чтобы купить машину в 53-м можно было?

Нет, надо было взятку сталину давать, чтоб в очередь на 11 лет записаться.

В зарплатах измерять не совсем правильно, если соотносить с нынешним положением. В советские годы сознательная ценовая политика была такова, что повседневные траты составляли гораздо меньший процент от дохода. Что соответствовало тогдашнему, более традиционному менталитету населения.

И еще по теме:
С.Г.Кара-Мурза. "Берегись автомобиля"
http://ru-kara-murza.livejournal.com/219324.html

Бутылка водки стоила 5руб., Лейтенат мог купить 50 бутылок на 250руб.
Сейчас - 300руб. (того же качества) Лейтенант может купить 200 бутылок на 60 000руб.

и не лень же кому-то.. интересно, в чем сакральный смысл потраченных усилий

На Кубани в 1953 году самым ходовым видом передвижения был конь. Зимой сани, летом телега

(Удалённый комментарий)
читаем глазами или жопой? до хруща усе было в свободной продаже. даже чорная икра. не говоря про эти черметы.

Edited at 2017-06-08 18:59 (UTC)

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Доступнее по деньгам, или доступнее физически?
Проблема в СССР была одна. Работали все, и получали неплохо. Только за эти фантики негде и нечего было купить.
Если в кратце- то всё. Но готов продолжить.

Edited at 2017-06-08 18:57 (UTC)

больше автомобилей холиваров хороших и разных!

что за бред))) а про то, что автомашины не продавались просто так, а нужно было "достать" талон в автомагазин аффтор забыл написать... А этот самый ТАЛОН во сколько месячных зарплат можно оценить? А если в вашем населенном пункте нет крупного предприятия черной металлургии, то ваши деньги вообще превращаются в фантики...

еще один "не читал, но осуждаю" ты жену свою с соседкой не путаешь? полвека перепутал, кепка гнутая.

?

Log in

No account? Create an account